Впечатления в одной картинке:
На ночь посмотрел "Дом, который построил Джек".
Долгих лет жизни Ларсу.
#триер #кино pic.twitter.com/5knKmXzGIQ- Rheo-TU (@rheo_tu)
March 15, 2021 Впечатления в чуть более развернутой рецензии:
Джек - инженер. Где-то в глуши он пытается построить для себя собственноручно спроектированный дом. А параллельно с этим убивает людей. Просто потому, что может. За все время его ни разу не уличили в совершении злодеяния. Что это - дьявольское везение, длань провидения свыше или ключик к философии бытия? Размышляя над этим, Джек превращает свою жизнь в акт искусства, предметом которого становится убийство, а венцом - идеальное преступление.
Поначалу "Дом, который построил Джек" даже слегка озадачивает абсурдностью творящегося на экране. Первая встречная буквально уговаривает Джека прикончить ее, да так достает героя и зрителя, что момент, когда она наконец получает по черепу домкратом, хочется встретить аплодисментами. Вторая жертва поражает своей наивностью и глупостью. На своем пути Джек сталкивается и с полицией, но та не менее глупа. Он буквально тенью ходит за ней по пятам, и едва ли не в отчаянии от того, что его не могут поймать. Но даже стечение обстоятельств как будто благоволит герою, позволяя безнаказанно пропахать на машине по шоссе несколько миль с кровавым следом позади...
Юмор хоть и черный, но кажется легким, так что невольно задаешься вопросом - неужели Ларс фон Триер в кои-то веки снял чистую комедию?
И вот когда зритель уже расслабился, приготовившись к легкому зрелищу, Ларс жахает разом из нескольких стволов.
Во-первых, очередным провокационным шокером.
Во-вторых, отвесив зрителю неиллюзорного пинка от себя лично. Это второе, разумеется, представляет для нас больший интерес.
Стоит напомнить, что фон Триер - талантливый манипулятор. Можете считать себя исключительными (как Джек!) личностями, если ни разу не попались на удочку в его фильмах. Что же касается людей, которые ожидают от убийств (пускай экранных) легкого зрелища, то они, сами того не подозревая, превращаются в элементы его новой картины.
Центральная идея "Дома, который построил Джек" была озвучена режиссером уже в начале съемок. "Жизнь зла и бездушна".
В умозрительных беседах с Вергилием, который ведет его кругами Ада, главный герой препарирует мировую культуру, безупречно вписывая ее в картину собственной философии: чем более жестоко человечество, тем более изысканны творения его искусства. Мораль пропитана фальшью. Добродетель, как наивысшая цель - смехотворна.
Облик протагониста меняется - начиная малозначительным, но деятельным экспериментатором в очках (внешность еще одного социопата киноэкрана, Герберта Уэста), к финалу он приходит облаченным в халат кровавого цвета, вызывающий ассоциации с плащами средневековых катаров. В этом обличье Джек вершит правосудие над человеческой цивилизацией - в окружении груд замерзших трупов всех возрастов и цветов кожи, и коробок с пиццей.
Символизм у фон Триера на сей раз неожиданно груб, но - по зрителю. Человечество окончательно слетело с катушек, а сил и желания притворяться идиотом, чтобы сойти в стаде за своего, у режиссера больше нет.
И, словно этого мало, на общую картину ощущения упадка накладывается личная рефлексия. Устами Джека Ларс фон Триер отвечает всем своим критикам. За обвинения в женоненавистничестве. За подозрения в реализации скрытых комплексов на экране. Наконец, самым жирным слоем и с почти болезненным сладострастием - за "канселинг" в Каннах из-за оброненных фраз о Гитлере и нацизме. Собственно, администрация кинофестиваля Ларса в итоге "простила", однако вернувшись на смотр с "Домом, который построил Джек", тот привез тамошней публике в кармане здоровущую фигу. Пускай и не "Окончательное решение еврейского вопроса" в отношении журналистов" (как пошутил фон Триер на злополучной каннской пресс-конференции), но фига эта велика настолько, чтобы вывести журналистов из себя еще больше.
Да и тем, кто утверждает, что на провокации не ведется, и жестокости, демонстрируемые фон Триером, их больше не впечатляют, режиссеру есть, что сказать. Одна из жертв Джека, распахнув окно, истошно кричит в темноту ночной улицы, что ее сейчас убьют. Убийца терпеливо ждет. Но в ответ тишина.
Это о художнике - или все-таки о нас тоже?
Вот ведь парадокс - сокрушили нацистскую Германию, устремились, вскинув головы, в светлое будущее. А души где?
Отлетели в рай.
Потому Вергилий и приглашает Джека не в самую адскую бездну, а на два круга выше. Сам тому дивится, но факт. На всякий случай напомню, что заключительные, восьмой и девятый круги Ада, предназначены обманщикам. В то время как Джек оказывается честнее многих своих жертв.
Автопортрет художника, размышляющего о смысле и назначении искусства - и собственном назначении - в этом мире, предельно самокритичен. Абсолютный идеал "здесь" - недостижим. Не строится никак у Джека дом. И эта картина - не лучшее, что снял за свою жизнь Ларс фон Триер. Но вместе с тем, герои ее совершают что-то вроде слома "четвертой стены", то, чего не удавалось, к примеру, иным предельно реалистичным продуктам "Догмы-95". Режиссер очень точно уловил дух времени, передав зрителю мироощущение своего поколения, столкнувшегося с необратимыми переменами в воздухе. Кромешное декадентское разочарование во всем. К чему затуманивать голову иллюзиями?
Антихрист шагает по Земле; конец мира, которого мы так подспудно боялись, уже давно с нами.
Click to view
https://rheotu.wordpress.com/2021/03/16/%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%d0%b9-%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b8%d0%bb-%d0%b4%d0%b6%d0%b5%d0%ba-2018/