"Форма воды", 2017

Jan 29, 2018 19:53

Элиза живет в одиночестве. У нее нет друзей, кроме чудаковатого соседа-художника, малюющего дешевые картины, да напарницы по работе. Она немая, она живет над кинотеатром и обожает мюзиклы; но каждый ее день похож на предыдущий: она встает с постели, мастурбирует в ванной, съедает яйцо и едет на работу. Но однажды все изменится. В научно-исследовательскую лабораторию, где Элиза работает уборщицей, привезут новый объект изучения - человека-амфибию, выловленного где-то в водах Амазонки. С ним в жизнь женщины неожиданно вторгнется… любовь.

image Click to view


Со стороны кажется, что последнее десятилетие Гильермо дель Торо скорее пытался держаться на плаву, нежели снимать кино. Один из самых неординарных режиссеров современности, одинаково успешно чувствовавший себя как в нише независимого кино («Хребет дьявола», «Лабиринт Фавна»), так и кино коммерческого (дилогия о Хэллбое), ввязался в авантюру с режиссурой «Хоббита», пропал на несколько лет, а после того, как проект перешел к Джексону, начал выдавать невразумительные вещи. Его «Тихоокеанский рубеж» оказался клоном бэевских «Трансформеров», а «Багровый пик» - подделкой под готические фильмы ужасов - набитой их клише, но бездушной. К счастью, теперь очевидно то, что помрачение было временным; со своей новой картиной дель Торо возвращается в привычную форму.
Хотя тут - для кого-нибудь, может, и с оговорками. Ибо внешне «Форма воды» во многом перекликается с «Лабиринтом Фавна», вплоть до цитирования отдельных сцен. Порой кажется, что смотришь сиквел последнего, в котором выросшая Офелия снова встречает Фавна и проникается к нему уже иными чувствами, нежели в детстве. Но, подчеркну, именно «сиквел», а не «ремейк», поскольку оба этих фильма - о разных вещах; в то время как Фавн являлся аллегорией фашизма, дельторовская версия Твари из Черной лагуны же - собирательный образ инаковости, беспощадно третируемой обществом.

«Форма воды» - об инаковости. О простых людях, которые такие же, как все, но почему-то одиноки. И это не гимн толерантности (хотя думается, именно благодаря тематике картина отхватила аж тринадцать номинаций на очередную премию Американской киноакадемии). Это - более человечное, это - что-то глубже, искренне. Что-то такое, что нельзя выразить словами - от того и немота главной героини. Толерантность сегодня превратилась в такое же клише, как один из персонажей этого фильма - крикливая негритянка, подруга Элизы, неимоверно раздражает одним присутствием в кадре. Но - до тех пор лишь, пока камера не заглядывает к ней домой. А там - муж. Тряпка, вжимающаяся в диван при виде того, как жену того и гляди прикончит белый. Сразу жизненно.
И вот таких крохотных, но очень человеческих эпизодов в «Форме воды» много. Можно сказать, что дель Торо сильно вырос, как режиссер и сценарист, потому как раньше оперировал только масками, но сейчас из-под масок этих стали проглядывать люди. Вот полковник Стрикленд, антагонист, безжалостно орудующий цитатами из Библии, «Руководства по позитивному мышлению» и шокером. Такая пародия на бытие среднего американца, влюбленного в свою мечту: после работы его ждут новенький «Кадиллак», пухлые дети и титька жены. И пародия грустная. Страшнее всего в Стрикленде не его жестокость, а транслируемая характеристика: он - человек будущего. Потому что понимаешь, что будущее в фильме - это сегодняшнее настоящее. И потому, что пальчики-то, даже будучи пришитыми, все равно гниют.
Еще один персонаж и вовсе выбил из меня слезу. Сосед Элизы в какой-то момент произносит монолог примерно следующего толка: «Я смотрю на себя в зеркало - и не узнаю человека, которого вижу. Только глаза еще как будто мне принадлежат, но все остальное - чужое. Я ощущаю себя так, словно родился слишком рано или слишком поздно».
Герой картины - гей, но говорит он не о гомосексуализме. И слова эти потрясли меня до глубины души.

«Форма воды» - сказка, красивая, жестокая, не без промахов (назидательный эпизод с котом, внезапно открывшиеся способности амфибии - вот это лишнее), но трогательная и щемяще-грустная. Финал ее, как и в «Лабиринте Фавна», оказывается двойственным. Отними от исходного уравнения Человека-амфибию - отними или, еще страшнее, преврати обратно в бездушную холодную рыбу, - выдерни Элизу из ее бесконечного сна - получается смерть. И смерть - в одиночестве.
Туда же - накладной парик и дешевые картины.
Туда же - новенький «Кадиллак».
Я думаю, такие фильмы, как «Форма воды», особенно нужны людям именно сейчас. Вот именно сейчас, в мире голливудских сексуальных скандалов и информационных войн. В мире, где каждый первый бежит того, чтобы быть Стриклендом, а в итоге сам в него превращается.

https://rheotu.wordpress.com/2018/01/27/форма-воды-2017/

против человечества, мои обзоры, гильермо дель торо, кино, чем-то трогает, dellamore, грустное, сказка

Previous post Next post
Up