Не далее, как вчера посмотрел аж полтора часа "Трудно быть Богом", после чего остановился в раздумии - стоит ли продолжать? На данном этапе просмотра есть ощущение, что режиссер меня больше ничем не удивит. Не поразит. И фильм, в общем-то, уже расшифровался однозначно: нудный, беспредметный перевод кинопленки на туалетную бумагу. Удивительно, что на такое вообще когда-то собрали деньги.
Вычленненные фрагменты сюжета (из того, что успело попасть в поле зрения): благородный Дон Румата Эсторский, он же Леонид Ярмольник, живет в сумрачном Средневековье и рискуя собственной шеей тайно спасает от объявленной "охоты на ведьм" редких ученых, изобретателей. Но кино в общем и целом бессюжетное. Видно, что режиссер был в восторге от босховских полотен и решил изваять нечто подобное; так, выходит, и фильм нужно воспринимать - как картину, где главное - запечатленный на пленку мир.
Мир "Трудно быть Богом" полнится грязью, фекалиями, телесными жидкостями и копошащимися во всем этом всевозможными физическими уродами. Разобрать, что лопочут последние, решительно невозможно - и это не недоработка звукорежиссера (недоработка у него другая - голоса крайне плохо сведены с окружающими звуками, вследствии чего проступает "студийность" записи), а очевидный художественный прием: приходится, напрягаясь, вслушиваться, невольно выбирая для себя одну из пыток, припасенных находчиво скончавшимся автором для зрителя. Я, впрочем, не напрягался - потому, может, и смысл происходящего от меня ускользнул. "Трудно быть Богом" - кино монотонное, скучное и малосвязное; на первом часе я пару раз задался вопросом: да когда же, наконец, завершится эта затянутая прелюдия, и начнется история? - потом вспомнил - ах, да, это же Полотно. Но не покидает чувство того, что все это такая игра понарошку. Вот камера слепо тычется в изъязвленные лица и благородно вытянутый ослиный член. Вот актеры сами заглядывают в ее кадр: не позабыл ли зритель о нас? Этот прием, призванный по идее вовлечь зрителя в происходящее, будучи повторяемым каждую минуту, очень скоро приедается и вызывает чувство прямо противоположное - невсамделишности, понарошечности того, что происходит на экране. Искусственностью веет и от скрупулезно выстроенных декораций, и от долгих планов, в которых в нужный момент времени появляется какой-нибудь мужик, чтобы картинно подтереть соплю; театральность, будучи в переизбытке, превращается в наигранный фарс, в лубок. Если вы где-нибудь прочитаете, что фильм - чернуха, что он очень тяжел для восприятия и осмысления, не верьте ни единому слову. Тяжелым фильм может быть только тогда, когда авторам удается вовлечь зрителя в происходящее. Вот фильмы Балабанова, вот быковский "Дурак" - они подбирали ключик к зрительскому сердцу и потому были резонансными. В случае "Трудно быть Богом" весь разведеннный вокруг него резонанс видится каким-то надуманным, ибо Герман с самого начала поворачивается к зрителю не лицом, а голой жопой. Домохозяек, воспитанных на сериалах ТНТ, он, возможно, и шокирует. Ну а как по мне, режиссер снял довольно легковесную пустышку.
Да, кино рождает мысли, да все какие-то не те. Низкие, бездуховные. То о "Монти Пайтоне и Священном Граале". То о латентной гомосексуальности. То о том, сколько еще остается времени до конца.
Кошмар, а ведь я посмотрел еще только половину фильма! Вот и вопрос - а стоит ли продолжать?
Пока что 3/10.