Dec 08, 2014 22:21
Возможно, я писал об этом раньше, но я же страшный склеротик, так что не будет ничего страшного, если повторюсь.
На прошлой неделе я посмотрел ужастик по кличке "Бабадук" про психически больную мать и ее психически больного ребенка, который оказался настолько уныл и предсказуем, что мне пришлось "заедать" горькое впечатление от него "Шоком" Марио Бавы. И тогда же я в который раз задумался о том, что есть настоящие ужасы в кино.
В кинематографе предостаточно фильмов ужасов с психологической подоплекой. Маньяк, которого в детстве истязали родители, или мать, сошедшая с ума на почве смерти мужа, или мужчина, не в силах справиться с утратой жены. Комплексы, комплексы, всюду комплексы. С одной стороны, это открывает возможность игры со зрителем, который как бы складывает головоломку (хотя, как правило, режиссер старается делать это за него) на протяжении фильма, удивляясь и, незаметно для себя, восхищаясь тому, до чего же логичным оказывается мир убийцы. С другой стороны, ужас в таком кино низводится до уровня банальных "бу-эффектов", которых чем больше, тем лучше.
Отвращение у некоторых людей могут вызывать кровь и вынутые внутренности, но это, во-первых, отвращение, а не ужас, а, во-вторых, такие люди фильмы ужасов, как правило, не любят, и фильмы эти не для них.
Вот и выходит, что на фильмы ужасов ходят только любители насилия и психологических уродств - для них эти фильмы - своеобразная кунсткамера, точно такая же, каковой казались для обитателей первой половины XX столетия фильмы про Кинг-Конга и Человека-волка.
Я это все веду к тому, что я люблю насилие, но и ужасы тоже люблю. А когда в фильме тебе подробно раскладывают по полочкам все причины следствий, места для ужаса не остается. Самый пугающий страх - это страх неведомого. Страх - когда ты спускаешься в подвал заброшенного дома, и там, на фоне стены, испещренной угольными отпечатками детских ручек, видишь стоящего к тебе спиной пропавшего друга, который совершенно точно мертв, а потом удар - и обрыв пленки. Страх - это когда лежащий на полу покойник внезапно оживает, стягивает кожу с лица - и ты вдруг видишь, что у него лицо совсем другого, совершенно незнакомого тебе человека, и глядя в его невыразительные глаза, ты понимаешь, что видишь саму Смерть. Вот это - страх.
Страшно не когда маньяк выбирает себе жертву, исходя из собственных фрейдистских предпочтений, а когда выбирает ее просто так.
Но такие фильмы, фильмы, которые играют не на твоем знании, а на отсутствии знания, к сожалению, в большом дефиците.
horror,
конусолицые,
размышления,
операция "страх"