Отсмотрен первый сезон "Штамма" - затяжного опуса Гильермо дель Торо о том, как вампиры захватывают Нью-Йорк, а в перспективе планируют захватить и целый мир. Сама концепция сериала крайне любопытна; это не просто перенос легенд о вампирах в современное время, но и своеобразное современное их переложение, главное действующее лицо которых - врач-эпидемиолог, а вампиризм представлен в виде заразы, детально препарируемой на операционном столе. Поначалу выхолощенный кадр, подсвеченный искусственным светом, меня раздражал - картинка словно прямиком явилась из дурацкого дельторовского боевика "Тихоокеанский рубеж", - однако, когда я понял концепцию, все разом расставилось по своим местам.
Не все герои пришлись мне по душе, но каждый вызвал эмоции. Главный герой - прикладывающаяся к бутылке плаксивая тряпка, эдакая гипертрофированная версия героев Стивена Кинга. Отвращение. Его подружка и коллега по работе, навещающая свою мать в доме престарелых (поднимаются социальные проблемы? - зачет!). Равнодушно. Профессор Абрахам Сетракян, современный Ван Хельсинг, бережно хранящий у себя в лавке замаринованное сердце вампира. Наиболее противоречивая личность, вызывающая целую гамму эмоций, и главным образом, опять же, отвращение - своей сварливостью. Я все думаю, сожалеть или нет о том, что его роль в этом сериале не сыграл Джон Херт?
А влюбили меня в себя двое других персонажей, которые, чувствуется, просто обязаны стать кумирами всех настоящих мальчишек. Один - это крысолов Василий Фет с каменным монголоидным прищуром и связкой динамита за пазухой. И второй - латинос (при том, что к появлению в американских фильмах национальных меньшинств я отношусь крайне отрицательно), которого главный злодей вовлекает в свою зловещую аферу. О последнем дель Торо, по моему, сказал, что, создавая этого персофнажа, он хотел показать в кино образ правильного мексиканского парня и привлечь тем самым к экранам родную аудиторию. Удалось, по моему, даже более чем, учитывая, что этот герой понравился даже мне, конченому кинорасисту. К счастью, оба - и Фет, и этот латинос - дожили до второго сезона. Такие правильные люди нам нужны.
Сама катастрофа, происходящая в многомиллионном городе на протяжении всех тринадцати серий, показана очень реалистично в том плане, как ведут себя его жители. Запустите в город вампиров, но отключите при этом у людей Интернет, а по всем телеканалам радостно транслируйте рафинированный бред об участившихся массовых беспорядках - и вторая Великая депрессия, которая за этим наступит, окажется лишенной каких бы то ни было признаков паники и массового психоза. Апокалипсис грядет? Он уже свершается, но только вы его не замечаете. Просто полки в магазинах пустеют быстрее, чем обычно. Просто на улицах чаще пропадают люди. Но если не задерживаться допоздна, а поскорее вернуться к себе домой, запереться на все засовы и включить телевизор, бодро рассказывающий о погоде, то вроде бы ничего страшного не происходит. Жизнь как жизнь. Просто и в то же время гениально.
В остальном в сериале, увы, предостаточно косяков, благодаря которым он не способен дотянуть до уровня грамотно сделанного кино. Начиная техническими (детальное, почти лаборатное фиксирование стадий заражения соседствует с висящей под потолком пластиковой куклой, призванной изображать повешенного), и заканчивая логическими (ну какому хакеру придет в голову обрушить Интернет, его, строго говоря, хлеб насущный, и не оставить себе черных ходов, которые помогут вернуть Сеть в исходное состояние? - и это я еще не задаюсь вопросом, возможно ли в эпоху шаров Google обрушить Интернет хотя бы в одном отдельно взятом городе?) и высокоморальными (там ребенку вышибают мозги, но этот момент не показан, а выстрел заметно приглушен, так что в результате сцена смотрится очередным надувательством, как в случае с упомянутым выше манекеном). Самый верх идиотизма - секс с любовницей на семейной постели, в то время, как под окнами разгуливают монстры, а домой, того и гляди, заявится жена - думаю, вставлен авторами сознательно, чтобы его обсуждали в соцсетях. Но с остальным-то как быть?
Далее, "Штамм" неоправданно затягивают совершенно бестолковыми, на мой взгляд, флэшбеками из европейской жизни Сетракяна. А означившаяся ближе к финалу линия, которая, судя по всему, станет лейтмотивом следующего сезона, вызвает одно только недоумение. Вампирское сопротивление? Вампиры-аристократы против вампиров-маргиналов? Это детский сад, который к сожалению, характерен для дель Торо - и та же мифология, которая в его красивой сказке о красном черте со спиленными рогами выглядела органично, в сугубо "реалистичном" "Штамме" оказывается не пришей кобыле хвост.
Но второго сезона я буду ждать. Хотя бы ради его героев.
7/10.