В связи с возникшим спором у некоторых фейсбучных друзей по поводу школ - нужны ли специальные школы для способных детей или нет - у меня опять возникло желание написать про то, что я успел увидеть и узнать тут в Германии. В двух словах об этом споре. Есть первая точка зрения, которую упрощенно можно изложить так: надо разделить детей, которые хотят и могут учиться от детей-балбесов. Если учить всех вместе, то мы легко можем упустить многие потенциальные таланты, потому что караван идёт со скоростью самого медленного верблюда. Если учитель будет тратить себя на отстающих, то для способных и успевающих его просто не хватит. Вторая точка зрения, тоже упрощенно, состоит в том, что разные типы школ - это по сути сегрегация, почти расизм, причем в российских специфических условиях, основным критерием распределения по школам будут не способности ребёнка, а возможности родителей. Всё это приведёт к ещё большему расколу в обществе, особенно между т.н. интеллигенцией и т.н. простым народом, так делать нельзя, надо учить детей вместе, просто надо поднимать общий уровень всех школ без исключения. Ну а теперь про Германию.
Система тут такая. Сначала дети учатся в 4-х летней начальной школе. Туда они попадают исключительно по месту жительства. Все начальные школы одинаковые, там везде одна и та же учебная программа, специальных школ с языковым или физмат-уклоном нет. Конечно, де-факто школы разные, есть хорошие, куда родители хотят отдать своего ребёнка, есть не очень, и один из основных критериев этой разности - контингент учеников, который в свою очередь сильно зависит от цены на съём квартир в той части города, где расположена данная школа. Может так получиться, что в классе будет всего 15-20 ребят из обеспеченных семей, которые были воспитаны в классических немецких традициях, а может и так, что в классе будет больше 30 учеников, больше половины из которых еле-еле понимают по немецки. Ну сами понимаете, ситуация с учёбой в этих двух классах будет совершенно разная, и это совсем не вина школы или учителей. Но при всём при этом, официально поменять начальную школу нельзя, если ты живёшь в неблагополучном районе, то выхода нет. Поэтому здесь в Германии, как и в Америке, родители зачастую идут на траты и специально переезжают в другой район из-за детей. Или есть еще один трюк - люди формально регистрируются (по нашему, прописываются) в другой части города у кого-то из знакомых, и потом возят своего ребёнка в "более лучшую" школу. Но в целом, для начальной школы Германия выбрала вторую точку зрения в том споре - никакого разделения по способностям, никакой сегрегации, учатся все вместе, точка.
Но всё кардинально меняется после начальной школы. Принципиальное отличие в начальных школ в Германии и в России в том, что в России после начальной школы ученик остаётся в том же классе и в той же школе, в смысле, в том же здании. У него просто появляются другие предметы и учителя. А в Германии все ученики после начальной школы идут в другие школы, то есть, они будут учиться в других зданиях и в других классах, всё перетасовывается. И вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что в Германии офиально сущестуют три типа разных школ. Да-да, та самая сегрегация в явном виде. Конечно, вслух об этом никто не скажет, но на самом деле, если оставить в стороне политкорректность, это школы для способных детей, для детей так себе и для совсем уж оболтусов. Они все учатся отдельно, у них разные программы и разные требования. Самая лучшая школа - это гимназия, там учатся до 12-го класса, и только после успешного окончания гимназии (здесь это называется абитур) человек имеет право поступать в университет. Там относительно высокие требования (ну как высокие - на мой взгляд, вполне обычные, соответствуют нормальной добротной советской школе), разнообразная программа, два или три языка, кроме немецкого, вплоть до латыни и древнегреческого, в старших классах предметы по выбору, много различных индивидуальных проектов в различных областях ну и так далее. (Кстати говоря, меня, а особенно мою супругу-филолога сильно поразило, что в немецких школах вообще в принципе нет такого предмета как литература, или хотя бы немецкая литература. Есть только предмет немецкий язык, на котором учитель наверное может поговорить о Гёте или Дюрренматте, но, видимо, только сильно вскользь.)
На ступени ниже располагается так называемая реальшуле (Realschule). Что она из себя представляет понятно уже из названия - ученики ориентированы на какую-то реальную деятельность. Там учатся до 10-го класса. После окончания этой школы молодые люди чаще всего поступают на какие-либо профессиональные курсы (что-то вроде советского ПТУ) или просто сразу идут куда-нибудь работать. В принципе, при успехах в учёбе и желании, после реальшуле можно поступить в последние классы гимназии и там закончить абитур. Такое случается, но всё же не очень часто. Кроме этого есть так называемые гезамтшуле (или хауптшуле, в разных федеральных землях система несколько отличается), что там происходит, я, честно говоря, представляю не очень хорошо, я только слышал, что в старших классах там ученики учатся два дня в неделю, а в остальное время они проходят производственную практику, чаще всего в качестве подмастерьев или разнорабочих. Ну, то есть, понятно, да?
Как же можно после начальной школы попасть в гимназию? Желания ученика и родителей тут недостаточно. В гимниазию можно поступить только если есть рекомендация от педагогов начальной школы. То есть, нужны хорошие оценки. Четкую границу, конечно, провести трудно, многие родители уговаривают учителей дать рекомендацию в гимназию и, бывает, учителя на эти уговоры ведутся, но если уж случай совсем вопиющий, то никаких надежд нет, будь это ребёнок хоть университетского профессора, хоть миллионера: если двоечник (по немецки - пятёрочник, тут самая лучшая оценка это единица), то гимназии ему не видать. Замечу, что здесь бывает и так - поступает ребёнок в гимназию, но учёбу там не тянет, и потом родители вынуждены переводить его в реальшуле, такое случается.
После начальной школы уже никакой привязки к месту жительства нет, и часто бывает, что в школу надо ехать относительно далеко. В какую именно гимназию попадёт ученик, решает местное РОНО. Можно высказать свои предпочтения, но если в гимназии, в которую ты хочешь попасть, мест нет, то тебя направят в другую. Ничего не поделаешь. Кстати, еще одна интересная деталь про гимназии. Обычно никаких вступительных экзаменов в гимназии нет, если у ученика есть рекомендация из начальной школы, то он в любом случае будет учиться в гимназии. Но кроме обычных гимназий в Германии есть особенные гимназии, то есть вообще супер-пупер. Либо с физ-мат уклоном, либо с языковым, с музыкальным или еще каким-то. В таких гимназиях у учителей повышенная зарплата, соответственно, туда конкурс не только учеников, но и учителей, и туда попадают только самые лучшие, как те, так и другие. Они обычно расположены в очень хороших зданиях, хорошо оборудованы и хорошо финансируются земельными властями. То есть еще одна ступень сегрегации. Вот в эти гимназии уже нужны вступительные экзамены, там конкурс порядка 2-5 человек на место. Те ученики, кто туда не прошёл, потом идут в обычные гимназии, ну а кто прошёл - тешат тщеставие своих родителей :-)
Ну то есть в сухом остатке - в Германии давно существует и функционирует сегрегационная система школьного образования. Не сказать, что гимназии - это очень узкий слой элиты, в гимназиях в Германии учатся примерно треть всех учеников, не так уж и мало. Но больше, на мой взгляд, и не надо. Хорошо это всё или плохо? Не уверен, что такая система школьного образования подойдёт для всех стран, но для немецкого общества она, по-моему, вполне оптимальна и эффективна.