Повторюсь. Мне не нужно чужих лавров. То, что сделали журналисты этой газеты -
New Тimes - достойно высшей похвалы, и вызвало лично у меня огромный интерес.
Они «заставили высказаться» по текущему моменту очень умного и уважаемого человека и ученого.
Вячеслава Всеволодовича Ивáнова.
Что, как и какими словами он это сделал, просто покорило меня.
Для краткости (да простит меня автор) я выделил главное.
Вот текст его интервью (в моей редакции уровня моего понимания).
Я очень рассчитываю, что ЭТО прочтет та самая «нашистка», которая недавно голосовала за Путина…
.............
Хорошие варианты у нас еще остались?
У истории есть свой план. Если у истории есть план не погубить человечество, что я сейчас все-таки допускаю, то тогда в ближайшее время история нам должна помочь. Год-два. Но это не стопроцентно.
Параллели
Я очень опасаюсь Парижской коммуны.
Что было? Они добились временного успеха, как, я думаю, вполне можно добиться в Москве, но при условии, если, скажем, часть ОМОНа или какая-то маленькая часть из тех, кого называют силовиками, от него, от Путина, тоже устала и по своим причинам хочет его сменить - тогда можно добиться временного успеха.
Но это кончится очень большим кровопролитием.
Это то, с чего началась теперешняя французская буржуазная демократия - как результат Великой французской революции, которая длилась примерно 100 лет.
Наша революция, которая началась в 1905 году, тоже уже длится немножко больше 100 лет. Но Россия (по размерам территории) гораздо больше, поэтому точные сроки у нас и Франции не могут совпадать.
...то, что сейчас происходит, это последние отблески того, что началось в 1905 году. Конечный результат нам понятен: буржуазная демократия - это будет. Вопрос: какой ценой? Наибольшая цена - неудачное восстание. Чем неудачнее, тем кровавее.
...им самим выгоднее мирным образом это кончить. В этом нельзя убедить ни Путина, ни Медведева, ни Чурова и так далее, но какое-то количество, скажем, олигархов, то есть людей, у которых реальная финансовая и другая власть - можно. Выбор такой: или мы проливаем массу крови, или все-таки находятся умные политики. Умные политики, это не значит - хорошие люди. Это значит - люди, которые умеют идти на компромиссы.
И компромисс в данном случае нужен: смена верховной власти необходима, и чем быстрее, тем лучше...
Путин может пойти на либерализацию режима?
Вот это просто невозможно.
Почему?
Потому что у него патологическая страсть, я думаю, к деньгам. ...Но он труслив. Если бы не боялся, то стал бы императором.
Ну зачем, скажите, ему нужно столько? Это ненормальность, но серьезная ненормальность: он понимает, что бежать ему будет некуда - хотя это был бы наилучший вариант, если бы он сел в самолет и улетел бы, скажем, в Финляндию или Италию. Но дальше начнутся расследования, Интерпол и прочие неприятности - он это понимает.
Я в его лице читаю смесь трусости, небольшого ума, бездарности и каких-то подавленных комплексов, которые делают его очень опасной личностью.
Боюсь, что он вообразил себя воплощением национального духа или что-то в этом роде есть у него. Отсюда и эти игры с РПЦ.
...если бы он не боялся, то короновался бы. Еще, может быть, и коронуют…
Он бандит. Бандит умеет очень много делать. Сталин был бандитом. Вот, пожалуй, в этом смысле он сопоставим со Сталиным, потому что Сталин был тоже неумный и неспособный человек.
Я думаю, что у Путина только к собаке есть человеческие чувства. Я думаю, что ни к кому из окружающих у него никаких чувств нет. Понимаете, человек без человеческих чувств - это ужасно.
В чем ошибка Ходорковского? Ходорковский думал, что оттого что они едят шашлыки, которые жарил Абрамович, они становятся если не друзьями, то людьми в каких-то человеческих отношениях. А с ним никаких человеческих отношений быть не может.
Почему вы так в этом уверены?
Я с ним немножко разговаривал - сразу после ареста Ходорковского. Я ему сказал, что Ходорковский, по-моему, заслуживает хороших слов, поскольку он понимает, что нужно науку финансировать. Путин тогда был президентом и вручал мне медаль.
То есть это были те времена, когда он еще не снял маски. Но когда я произнес имя Ходорковского, он позеленел. Реакция была биологическая. Передо мной уже никакой маски не было, а был страшный, кровавый человек. Вот я своими глазами это видел.
Поэтому все, что происходило потом, меня уже ничего не удивляло.
А если протест, давление снизу будет нарастать?
Предположение, что на него можно оказывать давление, все-таки основано на том, что у него человеческие реакции. Уверяю вас, что нет.
Его опасно пугать. Неопасно реально что-то делать. А вот просто пугать - опасно: если они испугаются, то начнут делать необратимые вещи. А это плохо.
Вы полагаете, что у них есть ресурс по-настоящему завинтить гайки?
Согласитесь, сейчас свободы много больше, чем было при советской власти.
Мое объяснение - это от их крайней бездарности и неэффективности. Я не думаю, что они умеют что бы то ни было организовать. Это мое впечатление по тому, с чем я соприкасаюсь. … Но во всем видно, что хотя они и преступники, но исключительно мало способные и очень мало удачные.
То есть им удается просто потому, что на самом деле им никто не сопротивляется.
Но поначалу-то - сопротивлялись. А в результате оказались в Лондоне.
Путин сумел поставить под контроль все самые важные и ресурсные монополии.
Путин - пахан в огромной бандитской шайке. В бандитской шайке, я думаю, поначалу были способные люди. Тот же Абрамович, раз он столько денег заработал. Но они Путина недооценили: это грандиозная ошибка целой группы людей. Потом большую часть способных людей Путин растерял. Сил у них становится все меньше - режим рассыпается. Советский режим же тоже сам рассыпался.
Правильно я понимаю, что, с вашей точки зрения, эволюционной смены режима ... быть не может?
Нет. Абсолютно нельзя на это надеяться, это ошибка. Кажется: вот произошел всплеск, люди массово вышли на улицу и сейчас власть начнет сама себя менять. Так, кстати, как раз было в 1905 году.
Но тогда, после событий 1905 года, царь даровал свободы, Конституцию, Думу… Дал. А потом он арестовал вот этих же..
И сейчас ровно так же ничего не выполнено: это было вранье, пустые слова Медведева. Сейчас туман рассеивается, он ушел, и понятно, что ничего сделано не будет.
Значит, новые протесты тоже ничего не дадут?
Такие же, как были зимой, я думаю, ничего не дадут.
Все - бесполезно, ждать пока само развалится?
Нет. Мне кажется, что надо действительно вести работу по всей стране. То есть надо ездить, объяснять людям.
Я думаю ... действительно нужно, чтобы в любой Астрахани, в любом Ульяновске люди начали просыпаться. Это совершенно необходимо. Парижская коммуна потому и погибла, что она была только в Париже.
...Какие-то большие центры надо охватить. Иначе возникнет опасность распада страны на куски. ...
А сейчас, если вдруг... Урал отпадает от Москвы и Петербурга, очень трудно удержаться той власти, которая возможна. Потому что государство устроено в предположении, что это единая экономика. И так плохо работает экономика. А если распадутся все связи, наступит хаос. Погрузить Россию сейчас в хаос очень легко. Вот поэтому мне кажется опасным слишком мобилизовывать толпу: надо с помощью интернета все подготовить, проиграть варианты и только потом - действовать.
А какое у вас сложилось впечатление о Навальном?
Способный человек, у которого есть будущее. Если его не убьют.
................
…при всех недостатках американского устройства им удалось то, чего мы не сделали, что мы должны сделать были ...- не написана Конституция и основные законы России, которые должны гарантировать свободу.
Потому что то, что у нас есть, это не Конституция, а ерунда.
У России есть свой, особый путь?
Не вижу и не думаю… И у России нет другого выхода, как идти…
В Европу?
Там не только Европа, сейчас и Бразилия идет по этому пути, ...и Иран пойдет по этому пути. Россия в принципе одна из обещающих стран за пределами Европы. Бразилия уже прошла через период диктатур. В Чили была диктатура. Но вообще большая часть Латинской Америки пережила все, что было у нас, как раз относительно благополучным образом.
Все-таки вы не слишком ли демонизируете Путина? Уж очень мрачно все получается.
Я хорошего ничего от него не жду, а плохого жду - сильно испугавшись, может начать стрелять, сажать… В этом смысле ситуация, увы, очень опасная. Она не безнадежная, потому что страна и экономика, все на свете требует того, чтобы что-то изменилось. Даже Кудрин, который столько лет был тихим, это понимает. Но я боюсь, что первые два-три месяца президентства Путина могут быть опасные.
Да, сейчас интернет, который, если его не отключат, может позволить мобилизовать людей, создать сначала виртуальные протесты в разных больших центрах страны, проиграть тщательно варианты и только потом разворачивать реальный протест. А если это будет только в Москве - это очень рискованно.
Понимаете, сейчас месяцы не определяют, это все-таки проблема года-двух. Хотя вообще у человечества очень мало времени.
Мы все можем погибнуть, если будут такие правители.