Наверно, это будет едва ли не самая неформатная запись за всё время, что я веду журнал. Вроде бы совсем не моя тема, но бывают времена, когда тянет сначала сделать что-то непривычное, а потом ещё и написать об этом. В общем, я решил посмотреть/пересмотреть все работы студии Ghibli, ну и по итогу поделиться возникающими мыслями.
В целом я склонен делать всё "по списку", и пункт "посмотреть работы Ghibli" у меня находится где-то между пунктами "фильмы Вуди Аллена" и "сериал House of Cards". Выбираю же чем заняться без какой-либо системы, просто, видимо, пришло время, и захотелось именно этого. А так я практически не интересуюсь новинками, поэтому для меня что игра 1998 года, что фильм 2015 года -- это примерно одно и то же. Что-то попало в список, а как будет настроение (сейчас или через десять лет) -- так и ознакомимся.
Хоть я уже и много лет живу в Японии, местной культурой не особенно активно интересуюсь (а точнее, на всё просто времени не хватает, был бы посвободнее, интересовался бы больше), разве что иногда что-то по верхам удаётся перехватить. И в моём понимании Ghibli -- это вот такое культурное явление, которое по разным причинам "выстрелило", и теперь может считаться почти что обязательным к ознакомлению. Опять же, поскольку я в целом "не в теме", мне сложно сказать, насколько их работы "в тренде" или, наоборот, вне его. Но в целом этот киномарафон оказался весьма насыщенным эмоционально, так что славу студии считаю полностью заслуженной (это я не пытаюсь их похлопать по плечу -- в моём одобрении они не нуждаются; просто соглашаюсь с мнением большинства критиков).
Сначала обсудим тему вообще, а потом уже перейдём к конкретным работам. Почему из всех японских студий анимации у нас знают прежде всего именно Ghibli? Ну, они и вправду имеют определённую историю за плечами. Основали студию несколько не очень молодых уже на тот момент профессионалов, имевших собственное видение того, что они хотят делать. Это уже приятный факт -- осознание, что люди моего по сути возраста взялись за новое дело и преуспели, вселяет надежды. То есть проблем с карьерой или просто с оплатой счетов там не было: стояла цель сделать что-то своё, что-то выходящее за рамки стандартов.
Наверно, главная особенность, которая сразу бросается в глаза -- это фокус на полном метре. Принципиально или нет, но команда не стала клепать сериалы, что вообще говоря, было бы нормой для любой японской студии. Если я понимаю местный рынок правильно, в целом люди следят за популярностью тех или иных комиксов (манги), и если что-то взлетает, пытаются сделать из этого мультсериал, то есть куют железо, пока горячо. Предполагается, что у комиксов и мультфильмов примерно одна аудитория, так что логика в этом есть. Делать сериалы дорого, а провалиться на телевидении легко, поэтому самый надёжный путь -- это прокатиться на волне уже успешного продукта. Ещё обратил внимание, что многие (не все, но многие) их работы имеют какой-то основательный литературный первоисточник. Это, как мне кажется, задаёт определённый тон: фильм при желании можно построить на образах, гэгах, действии, а в книге должен быть хоть какой-то сюжет, развитие событий. Кроме того, если уж брать за основу книгу, это будет не просто случайно взятая с полки книга, а так или иначе осознанный выбор. Ну и, конечно, у отцов-основателей (Миядзаки и Такахата) есть свои любимые темы, к которым они постоянно возвращаются, даже если это не совсем соответствует литературному оригиналу. Например, очень любят про вторжение человека в природу, превращение лесов в города и помойки и тому подобное. А ещё очень любят, чтобы главным героем была барышня. Это почти всегда так, а если и не так, но всё равно будет "почти главный герой" женского пола. При этом локации и сюжеты вполне разнообразны: есть и просто сказки (меньшинство), есть техно-фентези, магический реализм, да и просто "сюжеты из жизни". Правда, и вполне себе "реалистические" изображения японской действительности совсем уж реализмом тоже назвать нельзя. Япония в их исполнении соотносится с реальной Японией примерно как Англия из советского фильма о Шерлоке Холмсе с реальной Англией: как бы всё правда, но отдельные элементы выделены, приукрашены, отточены. Это не совсем точное сравнение, но лучше я не смог ничего придумать. Разве что можно добавить, что они часто создают миры, в которых хочется жить, и персонажей, которыми хочется быть. Это щемящее чувство, скажем так, тоска о несбывшемся, которое и на самом деле и не могло сбыться.
У нас знают прежде всего некоторую подборку работ, по не совсем понятным для меня причинам прогремевших за пределами Японии. На мой вкус почти вся продукция Ghibli примерно одного класса, а там уже кому что ближе по возрасту, сюжету и резонансу с собственным "я". Ещё один важный момент: мы все знаем, что японская анимация выглядит несколько иначе, чем, скажем так, диснеевская. Тут есть, конечно, и стилистические предпочтения, но надо также понимать, что японцы в целом не располагают американскими бюджетами. Во многом отсюда несколько "рваная" анимация, менее богатая прорисовка персонажей, медленный переход на современные технологии и т.п. Первой самостоятельной работой Ghibli стал "Castle in the Sky" (1986 г.) Википедия утверждает, что сделано это на бюджет в 3.3 млн долларов. Для сравнения в том же году Дисней выпускает слегка подзабытый ныне The Great Mouse Detective на бюджет в 14 млн долларов. При этом для Диснея это тоже семечки, "Русалочка" через три года обошлась уже в 40 миллионов. Знаменитые Princess Mononoke и Spirited Away сделаны с размахом: 19-23 млн долларов (но это уже конец девяностых, доллары несколько другие). Дисней в то же время выпускает картины Mulan и Toy Story 2 с бюджетом в 90 миллионов долларов каждая. Поэтому если кого-то не удовлетворяют чисто технические моменты, надо всё же соотносить свои желания с объективными возможностями авторов.