Отказ местного, «народного» руководства перенести дату референдума о независимости Донецкой и Луганской области от Украины вызвал некоторое смятение в умах. Посыпались возмущенные крики из среды политтехнологов и (что особенно забавно) силовиков. «Да кто они такие?», «как посмели?», «им же президент намекнул!», «лишить довольствия!» и все такое подобное.
Либеральная оппозиция же с радостью заговорила о «неуправляемости» «бандитов», «террористов» и «сепаратистов», моментально забыв свои прежние логические схемы о том, что все происходящее на Юго-Востоке Украины - дело рук Кремля и Лубянки.
1
Москва в принципе не может позволить себе оказаться под влиянием или (не дай Бог!) давлением местных лидеров, какими бы внутренними мотивами или внешними обстоятельствами они ни руководствовались. Тем более что такое давление воспринимается иногда в контексте «фантомного страха» потери управляемости огромной страной. Страх этот остался в наследство со времен Бориса Ельцина. Не просто же так именно Татарстан - в первой половине 90-х локомотив регионального распада - был превращен за последние 15 лет в показательную витрину, представители которой делегируются «устранять недоделки» в сжатые сроки в Южную Осетию и теперь в Крым.
Превращаться в заложников поведения неких новых властных элит в регионах Кремль не хочет. Потому, например, столь бурно отрицательную реакцию вызывает самодеятельность части политической элиты Южной Осетии, превратившей по-человечески понятный лозунг присоединения к России в предвыборную платформу. Аналогичные обращения Приднестровья, а теперь и ДНР и ЛНР, в Москве просто игнорируются: комментарии эпатажных политиков в ток-шоу не в счет. Хотя даже эти, ничего не значащие в практической политике высказывания моментально тиражируются местными СМИ и политическими силами. Просто в Москве никто эти СМИ не читает, а о местных политических раскладах имеет крайне смутное знание.
Уже совершенно очевидно, что военный или политический протекторат над Юго-Востоком Украины со стороны Москвы (о вхождении кого-либо в состав РФ речь вообще не идет) может быть осуществлен только в том случае, если киевские власти пойдут на беспрецедентные военные акции с большими человеческими жертвами. В практическом смысле речь идет о том, что никаких непосредственно российских структур управления на Юго-Востоке не предвидится, а, значит, все-таки придется иметь дело с теми, кто там есть сейчас. Кто бы это ни был.
Москва в принципе не любит, когда на нее давят или даже что-то подсказывают. Это вызывает по-человечески понятное отторжение. Кроме того, нежелание поддаваться (даже из романтических или идеологических соображений) давлению невесть откуда взявшихся новых «регионалов», на которых камуфляжи смотрятся куда естественнее, чем галстук, плотно связано и с крайне централизованным, имперским подходом к выстраиванию стратегии внешней политики.
В ней каждый кирпич плотно подогнан к другому, несмотря на то, что некоторые из них - с гнильцой или уже мхом поросли. Но эти мох и гниль считаются куда более естественными, чем «новые люди» и их неожиданные интересы. Ведь кирпичи изготовлены людьми «проверенными», многие годы приносившими аналитические записки и «работавшими с клиентурой». Правда, ни разу еще ничего не добившимися и даже не выигравшими выборы ни в одной стране по периметру РФ. И аналитике этой, как вдруг неожиданно выяснилось, - грош цена в базарный день.
2
Часть проблемы состоит еще и в том, что российская властная система в том виде, в каком она существует на данный момент, отторгает и будет отторгать людей «случайных», а именно такими воспринимаются так называемые народные руководители Юго-Востока Украины. Действительно, среди них сейчас крайне сложно найти рафинированных дипломатов в европейских костюмах, которых можно было бы при применении некоторых средств убеждения усадить за стол переговоров с Киевом и Западом.
Ну а чего хотели-то? Радикализация местных лидеров - совершенно естественный процесс, особенно когда ситуация развивалась столь катастрофично быстро. Позорная поддержка Партии регионов «до последнего» как раз и была результатом привычной схемы поведения московского политологического истеблишмента, годами не сходившего с экранов в качестве экспертов и комментаторов, а за кулисами «консультировавшего» Януковича.
Все эти консультанты органически не способны разговаривать на одном языке с руководством ДНР и ЛПР. Они просто из разных социальных слоев, и судьбы у них никак не стыкуются. Им куда роднее и милее Добкин или Кернес. А сейчас, судя по всему, еще и Ринат Ахметов с его очевидной претензией перехватить лидерство в Донецке, опираясь исключительно на финансовые возможности, и ничто иное. И снова в Киев, Донецк и Харьков потянулись московские пиарщики и политтехнологи.
Президентские выборы в Киеве в таком контексте воспринимаются этими людьми даже положительно. Победа Порошенко оценивается как шанс избавиться от скомпрометированных фигур из силового окружения Тимошенко, которые рулят «спецоперацией» на Юго-Востоке. Не будет во власти всех этих выкормышей «Батькивщины» с кровью на руках, а значит, можно договариваться о федерализации.
Но, во-первых, это еще не факт. Тимошенко ведь обещала новый Майдан практически при любом исходе голосования и обстоятельствах его проведения. А, во-вторых, откуда появилось представление о том, что Порошенко будет готов к каким-либо переговорам с Юго-Востоком? Или Юго-Восток с ним?
С каждым минометным выстрелом сознание людей все более радикализуется. А опыт подсказывает, что подобная «новая военная элита» из отставных военных, выпускников гуманитарных факультетов и мелких предпринимателей с большой неохотой и никогда добровольно не передает в буквальном смысле завоеванную власть в руки бывших партийных функционеров, навязанных «из высших геополитических соображений». Я это проходил все лично. Никакие геополитические расклады и дар вербального убеждения не заставят людей сдать оружие и уйти в тень, передав свою судьбу в руки тех, кто уже однажды подвел их под минометы. Они это оружие закопают в огороде до следующего Судного дня, который, к сожалению, может наступить критично скоро.
И никакие надежды на давление из Москвы, в том числе и по линии ФСБ, не оправдаются. Нет на Юго-Востоке Украины никакой такой страшной, коварной и многоликой ФСБ, не было и не будет. Как бы ни пугали себя этим киевские власти и не запугивали Запад мумией КГБ времен холодной войны. Российские силовики, к сожалению, как всегда на пространстве СНГ, ставили не на тех.
То есть, на все тех же. Ответственная за страны СНГ (и приравненные к ним) 5-я служба ФСБ, точно так же как и гражданские московские системы, до последнего держалась за Партию регионов и лично Януковича. А, скажем так, неадекватно демонстративное поведение некоторых руководителей этой службы в ряде стран (например, в Абхазии и Молдове) наводит на мысли о низком качестве того информационного продукта, который они кладут на стол тем, кто принимает решение.
Очень странно выглядят люди с крупными звездами на погонах, лично беседующие с политиками независимых стран на их же территории в предвыборный период. Кроме того, историческая традиция опираться на местные коррумпированные элиты в надежде, что этот механизм будет работать вечно, уже давно себя изжила. А работать в новых условиях, «в поле» никто не хочет, потому что это опасно, хлопотно и требует некоторой доли сноровки и авантюризма. Проще не трогать ничего руками или свалить эту работу на молодежь, оставив без снабжения и связи, как это было в 90-е годы в Южной Осетии и Абхазии. Выплывут - хорошо, не выплывут - всегда есть руины Партии регионов.
3
До самых последних дней никто не предпринимал попыток оценить и понять генезис «новых людей» и организационных структур на Юго-Востоке Украины, если не считать бесконечные фиктивные и пропагандистские изыскания биографий отдельных фигур.
А ведь на глазах, буквально за несколько месяцев сформировался целый слой людей, просто «отжать» который от власти уже не удастся, поскольку право на то, чтобы с ними считались и к ним прислушивались, они получили самостоятельно. Пусть без демократической процедуры выборов, но при обстоятельствах, заслуживающих хотя бы минимально уважительного к ним отношения.
А именно потенциала такого уважения к этому странному и непонятному военно-политическому сообществу как раз и нет. Опять же, жизненный опыт подсказывает, что к ним давно привыкли относиться покровительственно, со снобистской иронией и при первом же удобном случае напоминать, «кто в доме хозяин». А то и вовсе игнорировать, как привычно игнорируется все, что не укладывается в традиционную схему мира. А в традиционную схему удобно встроены Янукович, Ахметов, Добкин, даже Витренко. Политтехнологи, пиарщики, копирайтеры, директора экспертных «институтов» из одного человека - вот герои наших дней. И дело даже не в том, что это эстетически противно, а в том, что это непродуктивно и недальновидно.
Из этого, конечно, не следует, что надо просто так вот идти на поводу у людей, находящихся в крайнем ежедневном стрессе, получающих «короткую» линию информации о мире вокруг, вследствие чего этот мир у них в головах закономерно сузился до конкретной боевой обстановки и жизненной перспективы не дальше чем до утра.
Даже в тех странах на руинах СССР, где военная угроза вроде отступила лет на десять вперед, общество живет в обстановке информационного дефицита и привыкло считать свое положение самоценным. Естественный психологический эффект осажденной военизированной общины. В их реальности едва ли не все планеты крутятся вокруг них, а любой политический чих непосредственно связан с малоизвестными деталями их насыщенной политической жизни. О которых в другой реальности - в Москве - даже не слышали.
Но считаться с этими людьми, с их влиянием в регионе, с их мнением придется, даже если это мнение порой представляется высоколобым экспертам, привыкшим за последние 15 лет к комфорту кабинетов, диким или необразованным. Это ведь, кроме всего прочего, и личная, человеческая трагедия простых хуторян, переселившихся в подвалы, электриков и слесарей, обнаруживших в себе таланты пулеметчика, и гуманитариев, ставших главнокомандующими.
http://www.vz.ru/columns/2014/5/16/686983.html