Чайковский - Иоланта, Большой театр, 30.10.2015

Nov 05, 2015 09:31



Дирижер-постановщик - Антон Гришанин
Режиссер-постановщик - Сергей Женовач
Художник-постановщик - Александр Боровский
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Главный хормейстер - Валерий Борисов

Рене - Петр Мигунов
Роберт - Игорь Головатенко
Водемон - Олег Долгов
Эбн-Хакиа - Александр Касьянов
Альмерик - Арсений Яковлев
Бертран - Александр Науменко
Иоланта - Екатерина Щербаченко
Марта - Евгения Сегенюк
Бригитта - Ольга Селиверстова
Лаура - Юлия Меннибаева

Второй подряд провал в Большом театре под руководством Владимира Урина. Казалось, после "Кармен" падать уже некуда, но Большой опустился еще ниже. Полное отсутствие режиссуры, банальная сценография, унылая работа дирижера, откровенная лажа в оркестре, серое исполнение.

Урин продолжает свою политику по привлечению в оперу драматических режиссеров. Один раз она уже показала свою несостоятельность, когда Алексей Бородин поставил на Исторической сцене "Кармен" Бизе в июле этого года. В отношении режиссера Сергея Женовача даже нельзя сказать, что он поставил спектакль. Классический пример концертного исполнения в костюмах с вкраплением режиссерских глупостей и несуразностей. Ещё до премьеры режиссер начал говорить разные поверхностные вещи о произведении и допускать фактические ошибки (в буклете к спектаклю он называет "Иоланту" последним сочинением Чайковского). "Иоланта" представляется режиссеру простой сказкой о прозрении слепой девушки. "Иоланта", сочинение Чайковского огромной духовной наполненности и философских смыслов, в котором слепота главной героини является всего лишь метафорой. В свое время Курентзис с Селларсом при постановке "Иоланты" в Мадриде уловили интонацию финала, вставив перед обрядом Эбн-Хакиа другое произведение Чайковского - Херувимскую песнь из Литургии святого Иоанна Златоуста. Великий вход во время Херувимской песни символизирует добровольное шествие Христа на крестные страдания и смерть. Иоланта идет на жертву, чтобы просветлить людей вокруг себя.

Художник спектакля Александр Боровский сделал банальное решение, выстроив на сцене дом, разделенный на две половинки - в левой (темной) части весь спектакль обитает Иоланта, а в светлой правой все остальные участники. В финале темная половинка дома Иоланты отъезжает на задний план, поднимается черный задник, артисты заполняют обе половинки дома, сцену заполняет свет. Аналогично в темные и светлые одежды зачем-то нарядили оркестр. Т.е. художник не зная, чем себя занять, начинает придумывать разные глупости, которые не несут никакой художественной ценности для спектакля. Среди нелепых костюмов артистов особенно выделяются космонавты Роберт и Водемон, а также одежда грубой вязки Короля, Бертрана и Альмерика. Смотрите фотографии.

"Иоланте" предшествует исполнение симфонической сюиты из балета "Щелкунчик", которое вообще не пришей ни к чему в данном проекте. Постановщики апеллируют к тому, что изначально "Иоланта" шла в один вечер с "Щелкунчиком". Но это было с полноценным балетом, а не с сюитой. На этом фоне выделяется будущий крутой проект Парижской оперы, где будут объединены "Иоланта" в постановке Дмитрия Чернякова и "Щелкунчик" с пятью разными хореографами. Во время исполнения сюиты Иоланта 25 минут бессмысленно слоняется в своей половинке дома. После этого две капельдинершы выносят на сцену большую корзину с цветами, начинается "Иоланта". Вспоминается аналогичный маразматический ход Бородина в "Кармен", где в финале на сцену выносили стол и два стула, за которыми Кармен и Хозе мило выясняли отношения, попивая вино. Далее Женовач показал полное непонимание музыки. Во время прекрасного вступления к опере на сцену шумно вываливаются артисты миманса и хор, нарушая всю музыкальную гармонию и атмосферу. После веселой гулянки они успокаиваются, режиссер выводит на сцену оставшихся артистов в момент их появления по либретто, и до конца оперы на сцене почти ничего не происходит (только один раз Водемон проникает в темную половинку дома к Иоланте). Режиссер даже не смог выступить в роли просто разводчика героев по сцене. Все герои и хор помещены в коробку, в которой они статично поют свои партии.

В исполнении используется какая-то смешанная редакция из оригинального и откорректированного текста советского времени, где были заменены многочисленные упоминания Бога и Творца. Например, особенно большой кусок заметен в дуэте Иоланты и Водемона. Водемон вместо оригинального текста «Чудный первенец творенья, первый миру дар Творца…» поет «Чудный дар природы вечной, дар бесценный и святой…». При этом финал оперы оставлен оригинальным («Прими хвалу рабы смиренной»), но в нем тоже присутствуют «советские» вкрапления («Перед Тобою сонм блаженный и Херувимы предстоят!» заменен на «Ты озарил меня сияньем и в мрак души моей проник»).

Все помнят недавний скандал с уходом из Большого дирижера Василия Синайского незадолго до премьеры "Дон Карлоса". История повторяется. За 2 недели до премьеры "Иоланты" изначальный дирижер-постановщик спектакля Владимир Федосеев был заменен на Антона Гришанина. Гришанин провел спектакль довольно скучно, взаимодействие оркестра с солистами никакого. К этому добавилась лажа в оркестре. Медная духовая группа показала себя во всей красе.

Все солисты выглядели какими-то вымученными. Явно им не доставляло удовольствия участие в таком проекте. Даже некого отметить. Екатерина Щербаченко (Иоланта) звучала неуверенно, с большими проблемами на верхах. Игорь Головатенко (Роберт) и Олег Долгов (Водемон) прямолинейные до невозможности. Хорошие голоса сами по себе ничего не значат. Отсутствие минимального интонирования не позволяет сопереживать их героям. Петр Мигунов (Рене) тоже был довольно однообразным на мой вкус. Александр Касьянов (Эбн-Хакиа) - самый слабый солист вечера.

Аудиозапись:
https://mega.nz/#!j5sFjAjb!wBa3IQ-iDoKmYHezYpgKZk_IPIw1-cCvFOT-GXF2cvs
https://mega.nz/#!D8VxjCjR!R1LxKMkzZlteNpJ3XAFiwnacCiIRxczKk7ialQuOtC0

Дирижер - Антон Гришанин


Иоланта - Екатерина Щербаченко


Водемон - Олег Долгов


Рене - Петр Мигунов


Эбн-Хакиа - Александр Касьянов


Марта - Евгения Сегенюк, Бертран - Александр Науменко


Альмерик - Арсений Яковлев











щелкунчик, Иоланта, большой театр, Чайковский, Гришанин, Женовач

Previous post Next post
Up