Strauss - Elektra, Wiener Staatsoper, 07.04.2015, ПРЕМЬЕРА
Apr 10, 2015 15:14
Mikko Franck | Dirigent Uwe Eric Laufenberg | Regie
Anna Larsson | Klytämnestra Nina Stemme | Elektra Gun-Brit Barkmin | Chrysothemis Falk Struckmann | Orest Norbert Ernst | Aegisth Wolfgang Bankl | Pfleger des Orest [остальные]Simina Ivan | Vertraute Aura Twarowska | Schleppträgerin Thomas Ebenstein | Junger Diener Marcus Pelz | Alter Diener Donna Ellen | Aufseherin Monika Bohinec | 1. Magd Ilseyar Khayrullova | 2. Magd Ulrike Helzel | 3. Magd Caroline Wenborne | 4. Magd Ildikó Raimondi | 5. Magd Younghee Ko | 1. Dienerin Secil Ilker | 2. Dienerin Kaya Maria Last | 3. Dienerin Jozefina Monarcha | 4. Dienerin Karen Schubert | 5. Dienerin Zsuzsanna Szabó | 6. Dienerin
Новая постановка "Электры" Штрауса в Венской опере. Премьерная серия. Режиссер Лауфенберг сделал простую, но добротную постановку. Красивый и приятный визуальный ряд. Все выглядит логично, с музыкой не конфликтует. Новых горизонтов в истории постановок "Электры" Лауфенберг не открывает. Движется по сюжету. Изменение только в сцене убийства Эгиста. Его убивает опекун вместо Ореста. Но это общее место в постановках Электры, когда Орест больше не может проливать кровь после убийства Клитемнестры.
Познакомился в дирижером Микко Франком. Не могу сказать, что я совсем им не доволен. Свою часть удовольствия от общего процесса я получил. Все лейтмотивы слышны, мощь есть, но в отношении "Электры" мне хотелось бы больше изысканности в подаче материала. Слишком очевидная и простая музыка у него выходит.
Все солисты были хороши. Актерски все блистали. Anna Larsson. Подстертый голос и особенно верха. Настрой правильный. Nina Stemme - отлично. Первый раз я ее слушаю в зале. Доволен, как слон. Это было мощно. Превосходная работа от начала и до конца. Gun-Brit Barkmin - неплохо. Чуть кричащий у ней тембр, но свое место в постановке она заняла. Falk Struckmann - отлично. Шикарный Орест. Вокал и сценическая статность - все при нем. Norbert Ernst - хорошо, но может лучше.
В общем, это было мощно. После берлинского "Парсифаля" я ушел с "Электры" в приподнятом настроении.
[описание постановки]В левом углу стоят голые девушки. На них видны следы крови. Приходят надзирательницы в резиновых сапогах и фартуках.
Начинают небрежно поливать их водой из шланга. Моют их мочалками. После окончания помывки в них кидают полотенца и смирительные рубашки. Они вытираются и надевают рубашки. Одна девушка сильно сопротивляется и ее насильно укутывают в рубашку.
Все уходят. Справа появляется Электра. Она одета в черный пиджак, штаны и туфли.
Сцена состоит из высоких отвесных декораций. В центре сцены расположен сдвоенный лифт. Половинки лифта двигаются в разном направлении. Когда левая часть лифта поднимается вверх, то правая опускается вниз. На одной из дверей лифта красным написано слово "tötet". Во время рассказа Электра достает из лифта чемодан и вытаскивает оттуда топор, которым убили ее отца Агамемнона. Еще в чемодане обнаружились китель и фуражка (отца?). Справа входит Хризотемида. Она в белом кружевном платье с ободом на голове (надежды на замужество).
На левом лифте к Электре спускается Клитемнестра в роскошном наряде. Ее служанки в правом лифте.
Клитемнестра выходит из лифта. Служанки приносят ей инвалидное кресло. Первое время она ездит по сцене этом в кресле.
Она очень раздражена и ей вкалывают успокоительное. Оно не помогает, она выходит из себя окончательно и встает с кресла. Во время диалога между Электрой и Клитемнестрой, Электра садится в инвалидное кресло и Клитемнестра возит ее по сцене. Приходят служанки и доставляют Клитемнестре сообщение о смерти Ореста. Служанки светят фонариками на Электру. Клитемнестра торжествует и хохочет.
Электра просит помощи Хризотемиды в убийстве Клитемнестры и Эгиста. Предлагает ей топор. Хризотемида отказывается и убегает.
Электра остается на сцене одна с топором в руках. На сцену вбегают три собаки. Это было очень неожиданно. Они так быстро прибежали на сцену, что я в первый момент не понял кто это были) Как пули пронеслись по сцене. Приходит незнакомец. Электра не узнает в нем Ореста.
После долгой беседы они узнают друг друга. Они начинают раздевать друг друга и подозрительно пылко обниматься, но тут же отстраняются. Электра достает чемодан и показывает Оресту китель отца. Опекун торопит Ореста. Орест поднимается в лифте вместе с опекуном, чтобы совершить задуманное. Электра волнуется, что забыла дать ему топор. Дикий крик Клитемнестры за сценой. Электра втыкает топор в стену. Поворачивается лицом к стене и стоит неподвижно. Сбегаются служанки, собирают все вещи с пола и уходят.
Приходит Эгист. Элетра уходит за сцену и выключает свет. Эгист просит дать света. Электра освещает ему путь фонариком (режиссер делает арку с ранней сценой об известии о смерти Ореста). Эгист заходит в правый лифт. За ним в лифт заходит опекун.
Эгист и опекун вместе поднимается наверх. Левый лифт опускается и в одном из окон мы видим мертвую Клитемнестру в крови. Когда кабинки выравнивают, опекун убивает Эгиста ножом в спину.
После этого в кабинках лифта появляются какие-то манекены. На сцену выходят пары мужчин и женщин. Электра танцует и они танцуют вместе с ней, повторяя ее движения.