"Кольцо столетия" (1876-1976)

Mar 07, 2015 20:27

Посмотрели в клубе легендарное "Кольцо" Шеро и Булеза . Шеро удалось создать абсолютную нетленку на все времена. Особенно выделяются "Валькирия" и "Сумерки богов". До сих пор оказывают сильнейшее впечатление. Шеро использует очень простые элементы, но результат получается феноменальный. Шеро играет культурными образами. Есть некоторые моменты, которые сейчас смотрятся смешно. Например, великаны и Фафнер на тележке, но общего впечатления они не портят.

Шеро был всего 31 год, когда Вольфганг Вагнер пригласил его ставить "Кольцо" в Байройте в 1976. До этого он поставил всего две оперы - "Итальянку в Алжире" и "Сказки Гофмана". Шеро переносит действие "Кольца" в XIX-XX века. Период индустриальной революции. В фильме "The Making of Der Ring" и диссертации Йохена Кинбаума подробно про это рассказывается. Шеро и дизайнер Ричард Педуцци обращают наше внимание на политическую и социальную историю, начиная с первого представления "Кольца". Действие начинает разворачиваться в 40-х годах XIX века, когда Вагнер только начал работать над "Кольцом", и заканчивается в 20-х годах XX века, когда фестиваль возглавлял его сын Зигфрид. Замок Вотана - пастиш архитектурных стилей. Дочери Рейна - проститутки, резвящиеся на гидроэлектростанции. Вотан и остальные боги одеты в парчу, кружева и парики, самовлюбленные и ленивы. Хундинг одет в период премьеры "Кольца" и выглядит как богатый владелец шахт. Гунтер одет в смокинг, а его сводный брат Хаген в помятый деловой костюм. Альберих и нибелунги живут и работают в угольной шахте, которая выглядит как подвал многоквартирного дома. Зигфрид кует свой меч на гигантском паровом молоте.

Булез для меня слишком рафинированный. Хочется больше красок. Я в последнее время слушаю студийную запись Шолти (1958-1966).

Пьер Булез, Патрис Шеро, Джеффри Тейт (ассистент Булеза) и Вольфганг Вагнер во время записи "Кольца" в 1980


Интересно, что в первый год декорации в некоторых местах отличались, чем те, которые мы видим на записи. Читайте об этом у Анны.

"Кольцо" было записано в пустом зале Фестшпильхауса в Байройте


"Золото Рейна"
Гидроэлектростанция. Дочери Рейна - проститутки, одетые в платья для канкана.


Замок Вотана (Валгалла) - смешение архитектурных стилей. Две разные колонны у входа. Валгалла = Вилла Хюгель. Боги - капиталисты. Надвигающаяся индустриализация - колесо и шестеренка справа.


Великаны Фафнер и Фазольт. Фазольт (справа) - Матти Салминен. В "Валькирии" будет Хундингом.


Гениальный Логе - Хайнц Зедник. Артистизм в каждом движении. В "Зигфриде" будет Миме.


Нибельхайм. Нибелунги - пролетариат.


"Валькирия"
Хундинг - великолепный Матти Салминен. Невозможно оторвать взгляд от него. Очень хара́ктерный Хундинг.


"Если мне не хочешь сказать, - то ей вот - молви смело: взгляни, она так жадно ждёт!"


В "Валькирии" мы снова видим механизмы (слева) во дворе фабрики Хундинга (по описанию Пердуцци место , которое и не внутренне, и не внешнее).
Зигмунд - Петер Гофман, Зиглинда - Джаннин Альтмайер (в "Сумерках" поет Гутруну).
"Нет никого, - но Гость вошёл: вот он, взгляни, - ласковый Май!"
На заднем плане разламывается стена дома Хундинга. "Winterstürme".


Крутая сцена. Кабинет Вотана: стул, маятник, часть архитектуры замка, зеркало. Ничего лишнего.
Вотан одет в домашний халат Вагнера.


Очень круто Шеро придумал прозрение Вотана. Вотан снимает повязку и вглядывается ослепшим глазом в зеркало. Вотан понимает, что Зигмунд не свободный герой.


Еще одна простая в реализации сцена, но с мощным эффектом на зрителя. Брунгильда приходит за Зигмундом.


Вотан и Хундинг зеркально убивают Зигмунда.


Хундинг крестом падает на Зигмунда после слов Вотана: "Ступай, раб! Склонись к ногам Фрики: скажи ей, что Вотан сам её обиду смыл... Ступай! Ступай!".
В "Сумерках" Хаген будет аналогично стоять над убитым Зигфридом.


Утес Брунгильды - "Остров мертвых" Бёклина


"Зигфрид"
Зигфрид - Манфред Юнг. Очень интересен его выбор. Начинал свой путь в Байройтском хоре и дорос до Зигфрида.
Два торжествующих тенора. Герой Зигфрид с мечом Нотунгом, а Миме с кастрюлей на голове и поварешкой. На заднем плане - тот самый паровой молот.


Шеро продолжает симметрию. Альберих и Вотан носят одинаковые головные уборы.


Зигфрид и Лесная птичка. История получит продолжение в "Сумерках".


"Сумерки богов"
Зал гибихунгов - еще одна шикарная сцена. Вилла на берегу Рейна.
Гунтер в смокинге (в центре), его сводный брат Хаген в помятом деловой костюм (слева).


Контраст цивилизаций и классов общества. Зигфрид в доспехах, а Гунтер в смокинге.


Гутруна и Гунтер


Аналогия с фильм Висконти "Гибель богов":


Зверек пришел из леса в высшее общество и без напитка начал лапать Гутруну.


Гунтер ведет сломленную Брунгильду (стихотворение "Альбатрос" Бодлера). Одна из самых эффектных сцен у Шеро.


Зигфрид переоделся в смокинг. Опять симметрия в кадре.


Ложная клятва на острие копья.


Очень грустный момент. Зигфрид находит мертвую Лесную птичку.


Интересную линию проводит Шеро со смертью Зигфрида.








Брунгильда и Гутруна падают одновременно, увидев мертвого Зигфрида.


Финал. Человечество смотрит на нас.

ring, wagner

Previous post Next post
Up