Мусоргский - Хованщина, МАМТ, 18.02.2015, ПРЕМЬЕРА

Feb 19, 2015 19:11



Дирижер - Александр Лазарев
Режиссер - Александр Титель
Художник - Владимир Арефьев

Иван Хованский - Дмитрий Ульянов
Андрей Хованский - Николай Ерохин
Голицын - Нажмиддин Мавлянов
Шакловитый - Антон Зараев
Досифей - Денис Макаров
Марфа - Ксения Дудникова
Эмма - Елена Гусева
Сусанна - Ирина Ващенко
Подьячий - Валерий Микицкий

Первая постановка "Хованщины" в МАМТе - большое разочарование. Очень скучный спектакль поставил Александр Титель. Кстати, последний раз я был в МАМТе на его же "Борисе Годунову". Это были гастроли Екатеринбургского театра оперы в рамках "Золотой маски". Все акты "Хованщины" проходят в одной декорации. Титель сразу помещает всех героев и народ в финальный скит:


Художник Владимир Арефьев реализует в "Хованщине" свою же идею из "Бориса Годунова". Только в "Борисе" мы имеем дело с цилиндрической башней, а в "Хованщине" с квадратным скитом. Изменилась только геометрия. Опять лестницы и даже похожая цветовая гамма.

Декорация "Бориса Годунова"

Основное действие от начала и до 4-го действия крутится вокруг длинного стола. Это основная идейная составляющая режиссера. Всеобщий пир. Других смыслов он нам не предлагает. Титель намеренно приглушает все живые краски. Пустая сцена. Все одеты в тряпичные одежды с небольшой стилизацией. Стерльцы без оружия и дополнительных атрибутов. Первый два действия очень вялые. Идет скучное повествование. Стерльцы в красном садятся за стол. Начинают есть и пить. Шакловитый просит Подьячего написать донос на Хованских и т.д. Титель просто показывает нам все сцены по либретто.

Режиссеру нравится работать с водой. В самом начале женщины моют пол и стены. Марфа гадает с ведром воды, расплескивает из него воду. В начале 3-го действия женщины моют ребенка в цинковом тазу. Потом Досифей расплескивает воду из этого таза.

После антракта, начиная с 3-го действия, смотреть становится чуть-чуть интереснее, но не более.
Режиссер не изменяет сцену с танцующими персидками. На стол кладут красный ковер и персидки начинают на нем танцевать под аккомпанемент из восточных инструментов (дудук, канон, каманча и уд). Далее Хованского убивают. Он падает, хватается за этот ковер и полностью им укрывается. Его перекладывают на телегу и увозят. Режиссер делает арку с телегой, на которой в самом начале лежали трупы. По зову Андрея появляются стрельцы, снимают с себя красные камзолы, кладут их на стол, стулья и сами припадают к ним. Тут режиссер делает арку со смертью Ивана. А рядом совсем смешная сцена идет. Петровцы вывозят на сцену карету и увозят в ней Голицына. В конце 4-го действия стрельцы покидают сцену и уносят с собой стол и стулья. Сцена остается совсем пустой. В финальном действии раскольники ставят свечки на столб, на котором Подьячий в самом начале читал имена убитых. В глубине сцены приоткрываются ворота скита и раскольников озаряет лунный свет.




Музыкальную редакцию выбрали Шостаковича с завершением оперы Кобекина. Из значительного вырезана только сцена с Пастором. Дирижеру Александру Лазареву не удалось выплести цельное музыкальное полотно. Сильный разлад между группами инструментов и неаккуратная игра самих оркестрантов.
Периодически гремит оркестром. Если оркестр вместе с хором идет на форте, то получается каша. Невозможно разобрать, что там поют, а что оркестр играет. Вообще, любит он пошуметь. Хор был очень неравномерный. С хорошими момента был и откровенный крик.

Вокально из всех выделяются Дмитрий Ульянов и Ксения Дудникова. У Ульянова очень крепкий, сильный и приятный голос. Сразу захватывает на себе всё внимание. Дудникова очень хорошо спела Марфу.


Режиссер - Александр Титель


Дирижер - Александр Лазарев


Марфа - Ксения Дудникова


Досифей - Денис Макаров


Иван Хованский - Дмитрий Ульянов


Голицын - Нажмиддин Мавлянов


Андрей Хованский - Николай Ерохин


Шакловитый - Антон Зараев


Подьячий - Валерий Микицкий


Сусанна - Ирина Ващенко


Эмма - Елена Гусева




Персидки


Восточные инструменты: каманча, уд, канон и дудук

Мусоргский, Титель, МАМТ, Дудникова, Лазарев, Ульянов, Хованщина

Previous post Next post
Up