Дирижер - Туган Сохиев
Режиссер - Петер Штайн
Сценограф - Фердинанд Вегербауэр
Художник по костюмам - Нана Чекки
Художник по свету - Иоахим Барт
Главный хормейстер - Валерий Борисов
Маргарита - Ксения Дудникова
Фауст - Саймир Пиргу
Мефистофель - Дмитрий Белосельский
Брандер - Николай Казанский
Новая премьера в Большом не предполагает долго разговора, потому что два основных постановщика не показали ничего интересного и достойного внимания. Режиссер Петер Штайн давно окаменел, а дирижеру Тугану Сохиеву великий Берлиоз оказался не под силу.
Мы увидели на сцене Большого очередной привет из каменного века Штайна. Маниакальная иллюстративность и преклонение перед каждой ремаркой в либретто - отличительная черта режиссерского метода Штайна в последнее время. Другая проблема Штайна применительно к конкретному произведению Берлиоза - отсутствие магистральной идеи, которая бы проходила через весь спектакль. Грандиозное произведение Берлиоза не может состоять из одних картинок, как это нам представил режиссер. В сценографии спектакля доминирует аскетичность и полное отсутствие хорошего вкуса. Апофеоз маразма - нелепый и бутафорский финал. Фауст и Мефистофель финальную скачку проводят верхом на двух конях, которые расположены в забавной люльке, подвешенной с помощью двух веревок. В этой сцене было сложно сдерживать смех. Зрители вокруг меня тоже тихонько хихикали. Но это еще не всё. К концу скачки на сцене открывается портал в ад, откуда вылезают смешные демоны. После чего идет контрастный небесный финал, где Маргарита в прямом смысле поднимается к небесам. С помощью очередных веревочек, конечно.
Отрицательное впечатление от премьеры усугубила первая неудачная работа Тугана Сохиева в роли дирижера-постановщика в Большом. Если его предыдущие работы ("Орлеанская дева", "Кармен", "Катерина Измайлова") хоть и не были выдающимися, но были, бесспорно, профессионально сделаны, то в отношении "Осуждения Фауста" нельзя даже сказать, что это просто хорошая работа. Очень много недоработок в общей слаженности всех исполнителей (солистов, оркестра, хора). Отдельные нестыковки между группами оркестра. Особенно неудачной вышла первая часть, в которой я постоянно скрипел зубами от большого количества разных шероховатостей. Оркестранты большей частью играют без вдохновения. Сохиев задает нудный настрой. У него не получилось раскрыть очень красивую партитуру Берлиоза во всей красе.
Слава богу, в мой вечер был хороший состав солистов, иначе я бы совсем приуныл. Лично для себя я выделяю Ксению Дудникову. Я готов слушать всё, что она поет. Её пение меня по-настоящему завораживает. С Белосельским всё хорошо. Хотя мне показалось, что это не самая удачная его партия, в которой он мог бы раскрывался на все 100%. Саймир Пиргу немного неровно прозвучал во времени спектакля. Поначалу то ли распевался, то ли берег себя. Зато к концу очень мощно выстрелил в последних сценах.
полная аудиозапись Несколько фрагментов для оценки голосов:
трейлер Режиссер Петер Штайн и Ко
Дирижер - Туган Сохиев
Фауст - Саймир Пиргу
Мефистофель - Дмитрий Белосельский
Маргарита - Ксения Дудникова
Брандер - Николай Казанский