Чайковский: Пиковая дама / Dutch National Opera, 09.06.2016

Jul 03, 2016 20:11



Musical Director - Mariss Jansons
Stage Director - Stefan Herheim
Decor and costumes - Philipp Fürhofer
Dramaturgy - Alexander Meier-Dörzenbach
Lighting - Bernd Purkrabek

Hermann - Misha Didyk
Graaf Tomski/Plutus - Alexey Markov
Vorst Jeletski - Vladimir Stoyanov
Tsjekalinski - Andrei Popov
Soerin - Andrii Goniukov
Tsjaplitski - Mikhail Makarov
Naroemov - Anatoli Sivko
Countess - Larissa Diadkova
Liza - Svetlana Aksenova
Polina/Daphnis - Anna Goryachova
Governess - Olga Savova
Masja - Maria Fiselier
Chloë - Pelageya Kurennaya
master of ceremonies - Morschi Franz
Pianist/actor - Christiaan Kuyvenhoven

Последний день оперной поездки провел в замечательном Амстердаме. Днем гулял по городу, а вечером пошел на премьеру "Пиковой дамы" в Национальный театр, который в этом сезоне отмечает 50-летие. Всего второй раз был в этом театре. Несколько лет назад слушал совсем не оперу - "Песни Гурре" Шёнберга в сценическом варианте.

Любимый мною режиссер Стефан Херхайм не всегда радует. Но ради выдающихся спектаклей можно простить некоторые проходные работы. На фоне отличных "Сказок Гофмана", которые я смотрел в прошлом году в Брегенце, "Пиковая дама" выглядит явным повтором. Приемы режиссера становятся навязчивыми, не выражая глубинного смысла. Например, все персонажи в "Сказках Гофмана" Херхайма являются отражением личности Гофмана, порождениями его необъятной фантазии. В "Пиковой даме" этот же прием оказывается привит насильно. Елецкий в постановке Херхайма является Чайковским. Наваждения Чайковского, как героя оперы и внутренней истории в ней, приводят к тому, что весь мужской хор принимает вид композитора.

Режиссер полностью раскрывается свой замысел в самом начале спектакля, не оставляя никакой дальнейшей интриги. Спектакль после вступления смотрится по этой изначально накатанной линии.
Сексуальные отношения Чайковского и Германа, переживания Чайковского, музыкальный отрывок из "Волшебной флейты" Моцарта (не сложно догадаться, что это будет арка с интермедией), самоубийство Чайковского путем испития стакана с холерой, явление Лизы с черными крыльями. Всё это умещается в первые пять минут. До конца спектакля ничего нового не появится. История Чайковского выходит на первый план, смещая на второй историю Германа.

Оркестр под управлением Мариса Янсонса был великолепен. Я заранее рассчитывал на успех, так как уже был знаком с концертным исполнением "Пиковой дамы" (оно выходило на CD), которое Янсонс провел в Мюнхене. Вживую произвело еще большее впечатление. Очень порадовали взрослый и детский хоры. Особое удовольствие доставляло то, что весь текст был абсолютно понятен на слух. Из солистов почти никто не разочаровал. Только Миша Дидык оказался самым слабым звеном. Можно сказать, что Германа мы совсем не услышали. Хорошие Полина и Лиза с красивыми молодыми голосами. Светлану Аксенову можем вспомнить замечательной Февронией в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии" постановки Чернякова, здесь же, в Амстердаме. В том момент она еще была Светланой Игнатович. Лариса Дядькова - отличная Графиня, а Марков прекрасный Томский. Как видите, в постановке были задействованы многие солисты Мариинского театра.

аудиозапись из зала

видеозапись на сайте Оперной платформы

Musical Director - Mariss Jansons




Hermann - Misha Didyk


Liza - Svetlana Aksenova


Countess - Larissa Diadkova


Graaf Tomski/Plutus - Alexey Markov


Vorst Jeletski - Vladimir Stoyanov


Polina/Daphnis - Anna Goryachova


Chloë - Pelageya Kurennaya


Tsjekalinski - Andrei Popov

















jansons, Пиковая дама, herheim, dno, чайковский

Previous post Next post
Up