Чем дальше продвигаюсь на Восток, тем больше ощущение, будто еду по глобусу Украины.
Добрый директор дальнобойщиков Дмитрий Викторович, о котором я уже упоминал, так говорит: “Тут коренных дальневосточников - отец мой да я. Остальные - хохлы, бичи и москвичи”.
Про москвичей он, пожалуй, загнул. А так...
Историю украинцев так называемого “Зеленого клина” я прочитал заранее: в 1913 году их тут было 60% населения. Мой дядя в Комсомольске купил дачу, которую строили украинцы: поставили русский деревянный сруб, но потом не удержались, обмазали глиной и побелили. Чем дальше на Восток, тем больше таких архитектурных помесей бульдога с чемоданом. Хотя мазанки тут малопригодны - в сыром климате их белить замаешься.
Переселенные в Приморье восточные украинцы могут через Чукотский пролив помахать рукой западным в Северной Америке. Такой вот геополитический парадокс - на другом конце планеты украинский Восток с Западом поменялись местами. Разделяет их теперь не Днепр, а Тихий океан.
В Канаде я не был, но думаю, тамошние украинцы осознают себя чуток иначе. Тут, на Дальнем востоке, как бы так помягче сказать, они прекрасно помнят, кто и откуда. Но шо с того? Живут себе и живут. По крайней мере, те украинцы, которые подвозили меня (а таким был каждый второй) из своей национальности пункта вообще не делают.
Во Владивостоке я зарулил в Генеральное консульство Украины на Дальнем востоке. Для разъяснения национального вопроса.
Попал внутрь, увидел портрет Тараса Григорьевича в прихожей и Виктора Андреевича над столом (красивый, официальный портрет). Увидел родные желто-голубые флаги, трезубцы, вышитые платки под вазами. Не передать ощущения. Моя душа растеклась медом по прянику. Так любо, любо стало, неначе в Бога!..
Полтора месяца в пути, блин.
Руководительница украинского культурного центра “Горлица” Татьяна Ткаченко по первому звонку примчалась меня встречать, и встретила как родного. Консул Александр Данильченко оказался мега-позитивным дядькой. Попили чаю, побалакали за нашу национальную судьбу. Выяснили очевидное: украинцев тут куча, но из этого мало что следует.
Когда-то, в начале двадцатого века, на этой земле чуть было не создалось отдельное украинское государство - Зеленый Клин. Опять же - ну и шо? Сейчас самые сознательные украинцы максимум не забыли язык. С родным языком вообще отдельный разговор - тут проблемы у всех, начиная с нанайцев.
Когда Украина и Россия активно выясняли, чьим нацменьшинам жить привольней, речник (как это слово по-русски-то - “речник”?) МИД России сказал: “Украинский вопрос в России решен полностью!”. Аллах знает, что он имел ввиду, но, как говорится - маемо, шо маемо.
Национальные центры есть. Если находятся местные энтузиасты, то жизнь там проходит бодренько. Украинцы традиционно кучкуются вокруг песенных коллективов. Здесь, традиционно, полный порядок - поют как надо. В селе Милорадово, в Приморье, местные певуньи умудрились даже сберечь древнюю украинскую манеру исполнения. Как правило, большинство культурных мероприятий Консульства тоже проходят в этом профиле. Недавно вот проводили “Сорочинский ярмарок” в Уссурийске. Ах, как расстроилась пани Татьяна, что я не приехал раньше и не посетил его!
Пани Татьяна говорит, что на фестиваль явилось не меньше шести тысяч людей, и вообще все прошло отлично. Пообещала завтра принести фотографии. Мне пришлось уехать из Владивостока в тот же день, потому увидеть их не удалось - Татьяна Владимировна, простите Бога ради!
Сфотографировались на память (консул, вспомнив про протокол, спохватился и одел галстук):
Подарили мне книги, изданные местной диаспорой - целый пакет. Правильно украшенный пакет! А также диски с песнями, сувенирчики.
Среди литературы оказалось два номера хабаровского журнала “Далекосхідна хвиля”. Обычный литературный альманах с одной приятной особенностью - он издается без всяких государственных дотаций. Такое и в Украине бывает редко.
Напившись чаю с медом, наговорившись по-украински, я вышел на улицу Владивостока в самом отличном настроении. И чуть не икнул от неожиданности, когда рядом прошла бабушка в старенькой вышиванке.