Главная прелесть Льва Троцкого как историка в том, что он, во-первых, еврей, во-вторых, высокопоставленный большевик, в-третьих - материалист.
Как еврей-космополит он лишен и капли патриотизма, потому его взгляд на крушение империи - по сути, бесстрастный взгляд наблюдателя-экспериментатора. Как крупный большевик он владеет массой шикарного материала. Как материалист он выводит закономерности революционного процесса, будто ученый-химик изучает реакции в реторте. Очень полезный метод для читателя, который не столько переживает события тех лет, сколько планирует собственную историю.
Троцкий меряет русскую революцию меркой марксизма, то есть уверенностью, что существуют объективные законы общества, и в них эта свистопляска должна уложиться. Выводит социологические формулы, хотя признает: «политика - не математика». Троцкий не признает «вульгарно-экономического объяснения истории, выдаваемого нередко за марксизм».
Самый большой и загадочный «Х» в уравнениях Троцкого - Ленин. Теоретически (с точки зрения того же марксизма) без Ленина революция прошла бы точно так же; может быть - растянулась дольше во времени. Но, как ни пытается Троцкий доказать, что Ленин - лишь продукт эпохи, буквально в каждом эпизоде 17-го года выступают углы этой личности. И я начинаю понимать, почему весь СССР был истыкан его статуями.
Мое мнение - самый знаменитый марксист двадцатого века своим примером доказал несостоятельность исторического материализма. Как дочитаю Троцкого, возьмусь за Ленина.
О РЕВОЛЮЦИИ:
"Революции совершаются по известным законам. Это не значит, что действующие массы отдают себе отчет в законах революции; но это значит, что изменения массового сознания не случайны, а подчинены объективной необходимости, которая поддается теоретическому выяснению и тем самым создает основу для предвидения и для руководства".
"Массовые движения, даже разбитые, никогда не проходят бесследно".
"Революция побеждает только через ряд перемежающихся реакций: она всегда делает шаг назад после двух шагов вперед".
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛОЖНОСТЯХ:
"На самом деле одной наличности лишений для восстания недостаточно - иначе массы восставали бы всегда; нужно, чтобы окончательно обнаруженная несостоятельность общественного режима сделала эти лишения невыносимыми и чтобы новые условия и новые идеи открыли перспективу революционного выхода. Во имя осознанной ими большой цели те же массы оказываются затем способны переносить двойные и тройные лишения".
О РЕШИТЕЛЬНОСТИ:
"Революция есть самый беспощадный из способов разрешения исторических вопросов. Внесение уклончивости в революцию есть самая разрушительная политика из всех. Партия революции не смеет колебаться, как хирург, вонзивший нож в больное тело".
"Нерешительность руководства больше всего изнуряет массы".
О МАТЕРИАЛИЗМЕ:
"Материализм не игнорирует чувствующего, мыслящего и действующего человека, но объясняет его.
Непосредственными причинами событий революции являются изменения в сознании борющихся классов. Материальные отношения общества определяют лишь русло этих процессов".
"Политика - не математика".
О ВРЕМЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ:
"Слово и дело февральского режима, как дух и плоть благочестивого христианина, находились в постоянной борьбе".
О ТРАГЕДИЯХ ВО ВРЕМЯ БОЛЬШИХ КАТАКЛИЗМОВ:
"Трагические случайности являются неизбежным накладным расходом революции, которая сама есть накладной расход исторического развития".
"Революция в целом есть самосуд".
О ЛЮДЯХ В РЕВОЛЮЦИИ:
"Грубо заблуждается тот, кто считает, будто масса слепа и легковерна. Где она задета за живое, там она тысячами глаз и ушей воспринимает факты и догадки, проверяет слухи на своей спине, отбирает одни, отбрасывает другие. Где версии, касающиеся массовых движений, противоречивы, ближе к истине окажется та, которая усвоена самой массой".
"Диалектика революционного процесса показала, что в известных исторических условиях часть неизмеримо больше целого".
"Можно ли сделать революцию без участия людей, которые хватают через край? И разве известный процент легкомыслия не входит необходимой частью во все большие человеческие дела?"
"Накаленная революционная среда отличается высокой идеепроводностью".
О СИМВОЛАХ:
"Если бы борьба происходила на исходе средних веков, обе стороны, убивая друг друга, цитировали бы одни и те же изречения Библии. Историки-формалисты пришли бы впоследствии к выводу, что борьба шла из-за толкования текстов: средневековые ремесленники и неграмотные крестьяне имели, как известно, странное пристрастие давать убивать себя из-за филологических тонкостей в откровениях Иоанна, как русские раскольники подводили себя под истребление из-за вопроса, креститься двумя пальцами или тремя. На самом деле в средние века не менее, чем теперь, под символическими формулами скрывалась борьба жизненных интересов, которую нужно уметь раскрыть. Один и тот же евангельский стих означал для одних крепостничество, а для других - свободу".
"Если символ есть концентрированный образ, то революция - самая великая мастерица символов, ибо все явления и отношения она преподносит в концентрированном виде".
ОБ ИНОСТРАННОМ ВЛИЯНИИ:
"Сознательно или бессознательно каждый народ делает в критические периоды своего существования особенно широкие и смелые заимствования из сокровищницы других народов. Нередко к тому же руководящую роль в прогрессивном движении играют жившие за границей лица или вернувшиеся на родину эмигранты. Новые идеи и учреждения представляются поэтому консервативным слоям прежде всего как чужеродные, как иностранные продукты".
"История всех революций и гражданских войн неизменно свидетельствует, что угрожаемый или низвергнутый класс склонен искать причину своих бедствий не в себе, а в иностранных агентах и эмиссарах".
О БОНАПАРТИЗМЕ:
"Идея вершителя судеб, возвышающегося над классами, есть не что иное, как идея бонапартизма".
"Если симметрично воткнуть две вилки в пробку, то она, при очень значительных колебаниях в ту и другую сторону, удержится даже на булавочной головке - это и есть механическая модель бонапартистского суперарбитра".
О ЛИБЕРАЛИЗМЕ:
"Принципы либерализма живут в действительности не иначе как в сочетании с полицейщиной. Анархизм есть попытка очистить либерализм от полицейщины. Но как кислород в чистом виде невыносим для дыхания, так и очищенные от полицейщины принципы либерализма означают смерть общества".
О ПАРТИЙНЫХ ПРИНЦИПАХ:
"Основные вопросы своей тактики большевики обсуждали открыто: массовая партия и не может действовать иначе".
"Фетишизм организационной формы представляет, как это ни странно на первый взгляд, весьма частую болезнь именно в революционной среде".
"В революционную эпоху фантастичнее всего крохоборчество; наоборот, реализм немыслим вне политики дальнего прицела".
О СЛУЧАЙНОСТЯХ:
"В дело вмешалась случайность, которая, как все исторические случайности, открыла клапан необходимости".
"Слишком много несчастных случайностей - так всегда бывает, когда дело заранее обречено на гибель".
ОБ АНАЛИЗЕ СИТУАЦИИ:
"Как желание бывает отцом мысли, так политическая потребность становится матерью прогноза".