Книга с запахом борща, вареной рыбы и тысячелетней еврейской мудрости.
Читал и злился. Мы тут на кухоньках толкуем про "консервативную революцию" и "традиционализм", как о чем-то неслыханном и прекрасном. А воточки прямо под боком веками живет настоящее традиционное общество. С такой крепкой национальной памятью, что способно восстановить свою государственность, потерянную 2073 года назад. И язык, у которого не осталось ни одного живого носителя.
Наша украинская, единственная действительно давняя традиция - в каждом новом поколении ломать к чертям все традиции. "Старое разрушим - новое построим", до основанья, блять, а затем мирового счастья традиционно же ни шиша, зато снова обстрижем память, и опять никто не будет помнить, как звали прадедушку. А мифологию будут сочинять какие-то психи и проходимцы, и Чингизхан будет считаться украинцем.
Евреям не надо ничего сочинять. Их тысячелетия хранятся в их свитках, и эти свитки изучаются уважаемыми людьми.
Взаимоотношения между Учителями, течениями и школами, философская и теософическая практика, происходящая в тесных еврейских местечках, слишком богата, чтобы искать что-то во вне. Хотя Мартин (Мордехай) Бубер был хасидом, и всё действие книги происходит на территории Речи Посполитой, украинцы смогли поучаствовать в философской жизни евреев ровно один раз - когда какой-то казак во время войны 1792 года зарубил известного цадика Шлоймо из Карлина.
В православном христианстве еще можно нарыть парочку деятелей, похожих на Учителей, способных передавать знания. Так ведь и от христианства мы можем отмахнуться так же легко, как "от всего плохого, что было в уходящем году".
Еврейские легенды - живы. Моисей - такой же исторический персонаж, как Шевченко. То, что у нас только стыдливо намечается - свечи возле окон в годовщину Голодомора, например, у евреев не одну тысячу (не одну тысячу! - это очень дохуя) лет существует. Мистикой пропитана каждая государственная дата, все их религиозные праздники - исторические. Само понятие "Израиль" - религиозное.
"Шма Исраэль!" Много-много поколений, много-много книг, много-много долгих размышлений и откровений; пока я читал "Гога и Магога", мерещилось, автор ведет меня через многокилометровый лабиринт книжных полок. Цитаты, сноски, цитаты, разъяснения мудрецов, цитаты, толкования, снова цитаты.
"В Плиа (древний каббалистический трактат) говорится о том, что если из имени Бога "Шаддай" изъять одну крошечную точечку "йуд", останется слово "шод", что означает "уничтожение". Благодаря этой точке ужасная мощь Господа, способная опустошить и разрушить мир, обращается нам во спасение. Это - сокровенная и изначальная точка Творения".
Вот такими категориями оперирует еврейская Каббала. (Наша отечественная пока доросла только до великого срача вокруг "в" и "на" Украине.) Не зря куча богатого народу таскает красные шнурочки на запястьях и изучает её. Вполне допускаю, что еврейские мудрецы за все эти тысячи (тысячи, сука) лет таки выяснили, как влиять на историю.
Но если и они и знают, КАК влиять на историю, то НУЖНО ЛИ - вопрос открытый. Об этом, собственно, книга Мартина Бубера.