Кого надо запретить в школах, так это Нагибина!

Dec 21, 2012 02:40

Между прочим, одно его трансфобное произведение включено в школьную программу младших классов. ("Мой первый друг, мой друг бесценный").

Не шутка. Да, именно трансфобное. Митя (трансгендерная девочка) не человек, естественно, это ябеда, Иуда и дурак.
Помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся зака­дычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников. Наша с ним дружба на­чалась еще в нежном возрасте четырех лет.

Митя был жителем нашего дома, но с год назад его родители поменяли квартиру. Митя оказался по сосед­ству в большом шестиэтажном доме, на углу Сверчкова и Потаповского, и ужасно заважничал. Дом был, прав­да, хоть куда, с роскошными парадными, тяжелыми две­рями и просторным плавным лифтом. Митя не уставал хвастаться своим домом: «Когда глядишь на Москву с шестого этажа...», «Не понимаю, как люди обходятся без лифта...» Я деликатно напомнил, что совсем недавно он жил в нашем доме и прекрасно обходился без лифта. Глядя на меня влажными темными глазами, похожими, если верить взрослым, на чернослив, Митя брезгливо сказал, что это время кажется ему страшным сном. За такое следовало набить морду. Но Митя не только внешне походил на девчонку - слабодушный, чувствительный, слезливый, хотя и способный к исте­рическим вспышкам ярости,- на него рука не подыма­лась. И все-таки я ему всыпал. С истошным ревом он схватил фруктовый нож и попытался зарезать меня. Впрочем, по-женски отходчивый, он чуть ли не на дру­гой день полез мириться. «Наша дружба больше нас са­мих, мы не имеем права терять ее» - вот какие фра­зы и еще похлестче уже тогда умел он загибать. Отец у него был адвокатом, и Митя унаследовал дар веле­речия.

Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день. Мы попали в одну школу, и наши матери позаботились усадить нас за одну парту. Когда выбирали классное самоуправление, Митя предложил меня в санитары. А я не назвал его имени, когда вы­двигались кандидатуры на другие общественные посты.

Сам не знаю, почему я не сделал этого, то ли от рас­терянности, то ли мне показалось неудобным называть его, после того как он выкрикнул мое имя. Митя невыказал ни малейшей обиды, но его благодушие рухнуло в ту минуту, когда большинством голосов я был выбран санитаром. В мои обязанности входило носить нарукав­ный красный крест и осматривать перед уроками руки и шеи учеников, отмечая грязнуль крестиками в тетрадке. Получивший три крестика должен был или вымыться, или привести в школу родителей. Казалось бы, ничего особенно заманчивого в этой должности не было, но у Мити словно помутился разум от зависти. Не один ве­чер после злополучных выборов он звонил ко мне домой по телефону и голосом, полным ядовитого сарказма, требовал «товарища санитара». Я подходил. «Товарищ санитар?» - «Да!» - «А, черт бадянский!» - кричал он и швырял трубку. Лишь от большой злобы можно придумать какого-то «черта бадянского»; я так и не вы­яснил, что это - фамилия нечистого или какое-то зага­дочное и отвратительное его свойство.

Митина вздорность, перепады настроений, чувстви­тельные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, хотя бы ради сладости примирения, стали казаться мне непре­менной принадлежностью дружбы. Сблизившись с Пав­ликом, я долго не понимал, что нашел иную, настоящую дружбу. Мне казалось, что я просто покровительствую робкому чужаку. Поначалу так оно в известной мере и было. Павлик сравнительно недавно переехал в наш дом и ни с кем не свел приятельства, да и - я уже говорил об этом - он был из тех несчастных ребятишек, кото­рых выгуливали в Лазаревском и церковных садах.

Этой строгостью исчерпалась до дна родительская забота о Павлике. В последующие годы я никогда не видел, чтобы Павлику что-либо запрещалось или навя­зывалось. Он пользовался полной самостоятельностью. Родительской опеке он предоставил своего младшего брата, а себя воспитывал сам. Я вовсе не шучу, так оно было на самом деле. Павлика любили в семье, и он любил родителей, но отказывал им в праве распо­ряжаться собой, своими интересами, распорядком дня, знакомствами, привязанностями и перемещением в пространстве. И тут он был гораздо свободнее меня, опутанного домашними табу. Тем не менее первую скрипку в наших отношениях играл я. И не только по­тому, что был местным старожилом. Мое преимущест­во заключалось в том, что я не догадывался о нашей дружбе. По-прежнему я считал своим лучшим другом Митю Гребенникова. Даже удивительно, как ловко за­ставлял он меня играть в спектакле под названием «Святая дружба». Ему нравилось ходить со мной в об­нимку по школьным коридорам и фотографироваться вместе на Чистых прудах. Я смутно подозревал, что Ми­тя выгадывает на этом какие-то малости в школе: что там ни говори - ему льстила дружба с «товарищем са­нитаром», а под прицелом Чистопрудного «пушкаря» он наслаждался превосходством своей тонкой девичьей красоты над моей скуластой, широконосой зауряднос­тью. Пока фотограф колдовал под черной тряпкой, Чи­стопрудные кумушки наперебой восторгались Митиными глазами - «черносливом», прической с противным названием «бубикопф» и кокетливым черным бантом на груди. «Девочка, ну просто девочка!» - захлебывались они, и ему, дураку, это льстило!

Ко всему еще он оказался ябедой. Однажды класс­ная руководительница велела мне остаться после заня­тий и учинила грандиозный разнос за игру в деньги. Лишь раз в жизни, еще в дошкольное время, играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и еще рубль в долг. Поверив чистосердечному раскаянию, дед помог мне вернуть долг чести, на том и кончилось мое знакомство с азартными играми.

Прижатый в угол, Митя сознался в доносе. Он ого­ворил меня, для моей же пользы, боясь, что дурные на­клонности вновь пробудятся во мне и погубят мою столь счастливо начавшуюся карьеру - он имел в виду пост санитара. А затем со слезами Митя требовал вер­нуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин по­целуй. Все это выглядело фальшиво, скверно, непоря­дочно, тем не менее я еще года два, если не больше, участвовал в недостойном фарсе, пока вдруг не понял, что у настоящей дружбы совсем иной адрес. Митя все же был привязан ко мне и тяжело переживал разрыв...

При этом как Нагибин расхваливает "пример для подражания детям-пенисоносителям" -

Елена Францевна никогда не спрашивала у меня уроков. Мы и так разговаривали с ней по-немецки, чего же еще надо? Вдруг ни с того ни с се­го она вызвала меня к доске, будто самого рядового уче­ника. Как раз перед этим я пропустил несколько дней - то ли болел, то ли прогуливал - и понятия не имел о домашнем задании. Наверное, она все-таки была злюч­кой и вызвала меня нарочно, чтоб подловить. Но пона­чалу все шло хорошо. Я проспрягал какой-то глагол, от­барабанил предлоги, требующие дательного падежа, прочел по учебнику тошнотворно-назидательную исто­рийку и пересказал с берлинским акцентом содержание.

- Прекрасно,- поджала узкие, бледные губы Еле­на Францевна.- Теперь стихотворение.

- Какое стихотворение?

- То, которое задано! - отчеканила она ледяным тоном.

- А вы разве задавали?

Привык на уроках ворон считать! - удивительно, как легко она заводилась - с пол-оборота.- Здоро­венный парень, а дисциплина...

- Да я же не был в школе! Я болел.

Она уставилась на меня окольцованными синевой лемурьими глазами и стала листать классный журнал. Пальцы ее дрожали.

- Совершенно верно, ты отсутствовал. А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?

Взял бы да и сказал: не хватило. Ну что она могла мне сделать? Поставить «неуд»? Едва ли. И тут я на­шел выход. О домашних заданиях я спрашивал у Пав­лика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. Забыл, наверное. Я так и сказал Елене Францевне с легкой усмешкой, призывая и ее отнестись к случивше­муся юмористически.

- Встань! - приказала Павлику немка.- Это правда? Он молча наклонил голову. И я тут же понял, что

это неправда. Как раз о немецком я его не спрашивал. О математике, русском, истории, биологии спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже своего досто­инства.

Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. Он слушал ее, по обыкновению, молча, не оправдыва­ясь и не огрызаясь, словно все это нисколько его не касалось. Спустив пары, немка угомонилась и предло­жила мне прочесть любое стихотворение на выбор... Я рванул шиллеровскую «Перчатку» и заработал жирное «отлично».

Вот так все и обошлось. Ан, не обошлось! Когда, до­вольный и счастливый, я вернулся на свое место, Пав­лика не оказалось рядом. Исчезли его учебники, тет­радки, вставочка с пером «рондо». Я оглянулся, он сидел за пустой партой, через проход, позади меня.

- Ты чего это?..

Он не ответил. У него были какие-то странные гла­за: красные и налитые влагой. Я никогда не видел Павлика плачущим. Даже после самых жестоких, не­равных и неудачных драк, когда и самые сильные ре­бята плачут - не от боли, от обиды,- он не плакал. Он и сейчас не давал слезам пролиться, но, конечно же, он плакал.

Ага, ага.

Это я не толсто троллю, уважаемые читатели. Я совершенно искренне за то, чтобы такие произведения дети в школах не читали.

юрий нагибин, школа, трансфобия

Previous post Next post
Up