В один из морозных январских дней в Резекненской городской центральной библиотеке состоялась презентация сборника стихов поэтов-староверов Латвии «Триста лет нас зовут староверами». Издателем первого уникального сборника стихов, в котором впервые в столь полном объёме представлено поэтическое творчество староверов Латвии, стало Старообрядческое общество Латвии. Финансовую поддержку оказал Департамент образования, культуры и спорта Рижской городской думы в рамках Программы общественной интеграции и Совет Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.
Идея о создании такого сборника витала в воздухе уже давно. Еще десять лет назад предпринимались первые попытки обобщить данные о поэтах-староверах и собрать их поэтическое наследие. Тем более, стоит учитывать, что до начала ХХ века стихи в староверской среде передавались исключительно в устной форме. В Латвии духовные стихи староверов впервые начал публиковать знаменитый иследователь старообрядчества,историк и общественный деятель Иван Никифорович Заволоко. В наши дни эту традицию продолжил журнал «Поморский Вестник».
Конечно, как сказал на презентации сборника председатель Старообядческого общества Латвии Илларион Иванович Иванов, вполне возможно, что сборник не полный, и кто-то остался за бортом. Но ведь это первый сборник, вполне возможно, что за ним последуют и другие.
В сборнике пять разделов. В первом разделе «Навечно в памяти нашей…» собраны стихи тех, кого уже нет с нами. Некоторые из этих людей, как, к примеру, уроженец Режицы (ныне - Резекне) Михаил Синицин (1888-1930) - многолетний председатель Резекненской Кладбищенской общины, в свое работавший в чине статского советника в канцелярии императора Николая II, достаточно известны. Имена других ничего не говорят широкой аудитории. Второй раздел «Поэтическая летопись Соловьевых» - это стихи отца и пяти сыновей. Пожалуй, это самый сильный раздел книги, ведь в стихах Соловьевых дан разрез целой эпохи глазами членов одной семьи. «И в душе, и в стихах - староверы» - так называется третий раздел сборника, где представлены стихи наших современников, большинство из которых, кстати, уроженцы или жители Резекне и Резекненского края. Название четвертого раздела «Первые шаги в поэзию» говорит само за себя, здесь опубликованы стихи тех, кто только начал свой путь в страну Поэзию. Причём, это может быть и седовласый бывший железнодорожник (Деомид Авдеев), и ученик 6-го класса (Герман Блюм). В пятом разделе «Их вдохновило староверие» стихи поэтов, не являющихся староверами, но слагающими стихи о староверии и староверах. Обо всех поэтах, чьи стихи представлены в сборнике рассказывал его редактор Петр Иванович Антропов. Его стихи тоже есть в сборнике, да и название - это строчка из его стиха. Правда, историки морщат нос и говорят, что не триста лет, а уже триста пятьдесят их зовут староверами. Но триста пятьдесят в строку не укладывалось…
Свои стихи читали и сами поэты, хотя воспринимать поэзию в практически насквозь промерзшем библиотечном читальном зале было трудновато. Тронуло до глубины души лишь стихотворение, прочитанное Екатериной Калване (Аракчеевой) «Золотая колоколенка» о нашей резекненской моленной (той самой, которая на заглавной фотографии). Строчки вроде не замысловатые, но почему-то на глаза наворачивались слезы.
Золотая колоколенка
В небе солнышком горит,
Золотая колоколенка
Звоном совесть шевелит.
Потом уже дома я прочитала сборник от корки до корки и сама себя удивлялась, поскольку особым ценителем поэзии я себя не считаю. Но в данном случае это были не просто поэтические строки, а во многом мои мысли и чувства, выраженные другими в стихотворной форме.
Мои единоверцы говорят о своей любви к малой Родине, к своей Латгалии с её неприметной красотой.
Люблю тебя, речной, озёрный,
Латгальский, милый сердцу край!
/Яков Соловьев (1929 - 1995)/
Только раз поглядишь и влюбишься
В эти избы и дерева,
В даль, где дымкою снег завьюжится
И накинет на лес кружева.
/Георгий Корольков/
Многие пытаются сказать, или даже прокричать, что мы уходим от своих истоков, что мы лишь называем себя староверами, но на самом деле уже становимся Иванами - не помнящими родства. И что самое интересное, такие стихи могут быть датированы и 1912, и 2002 годами.
Размыт мой староверский слой,
Одно названье - староверы…
И лишь остаток старой веры
Кладбищенский хранит покой.
/Иван Корольков (1941-2010)/
А еще я в стихах староверов искала ответ на сложный вопрос, кем приходится нам Россия. Страна, с который нас связывает лишь один общий язык общения или все-таки далекая, но Родина?
Мы русские,
Но мы не россияне:
У нас издревле путь особый - свой.
/Алексей Соловьев/
Мы - русские,
И русскими будем
Уж такова у нас судьба
И мы Россию сердцем не забудем -
Она ведь наших предков родила.
/Петр Антропов/
Не оккупанты мы! Мы эмигранты,
Бежавшие от Родины своей,
И до сих пор молящиеся ей,
Да к ужасу дороги нет обратной.
/Акинф Трашков/
Возвращаясь к презентации сборника, скажу, что кроме поэтов и составителей сборника выступали еще руководитель Международной гильдии предпринимателей староверов Александр Иванович Иванов и председатель Резекненской кладбищенской общины Владимир Владимирович Никонов. А. Иванов проинформировал о работе гильдии и планируемых проектах. В свою очередь, В. Никонов рассказал о конкурсе научных работ, посвященных старообрядчеству и подготовке к юбилейным торжествам Резекненской Кладбищенской общины, которая будет отмечать своё 150-летие.
И.И. Иванов П.И. Антропов
А.И. Иванов В.В. Никонов