Я люблю бродить по кладбищам. Какая-то особая атмосфера (нет, не думайте, совсем не печальная) таких мест помогает привести в порядок мысли и, в конце концов, принять какие-то необходимые решения. И ... задуматься о вечном, как бы это банально не звучало. Я живу в удивительном районе города, вблизи двух кладбищ - старообрядческого и еврейского. Старую часть еврейского кладбища я вижу летом каждое утро в выходные дни, когда ночую на даче. И уже давным давно задумывалась над тем, что надо бы сфотографировать сохранившиеся памятники. Зафиксировать для истории. Несмотря на то, что в последние годы за этим кладбищем стали ухаживать более или менее прилично (оно теперь считается городским кладбищем, как и все остальные): вырубаются кусты, не так давно со стороны улицы А. Упиша установлен новый забор. Новую часть кладбища регулярно убирают коммунальщики. Но время лишено эмоций и вот уже могильные памятники XIX века больше похожи на простые валуны.
По резекненским меркам еврейское кладбище очень большое. Это целый город мёртвых. Впрочем, в столь больших размерах кладбища нет ничего удивительного. С 1804 года в Российской империи были официально определены губернии, где имели право селиться евреи. В черту оседлости входила и Витебская губерния, а значит и Латгалия. А в начале того же XIX века 70 процентов населения города составляли евреи, в 1897 году в Резекне и его окрестностях проживало 6478 евреев. Кладбище известно с середины XIX века, но большинство памятников этого времени датировке уже не подлежат.
Вот к примеру, этот памятник гордо возвышающийся над всем кладбищем, поскольку установлен на самой вершине вытянувшегося вдоль ручья холма. Когда он был установлен? Кто покоится под сваленными в кучу березовыми поленьями? Она или он? Старый или молодой? Приходили ли на эту могилку родственники?
К сожалению, времени усердно помогали и люди, особенно в последние советские годы. Памятники и оградки с кладбища воровали и использовали для хозяйственных нужд или же местные хулиганы забавы ради сбрасывали эти памятники в ближайший и заросший кустами овраг. Несколько памятников оказались и в нашей прудке, а один даже какое-то время использовался в качестве мостика через ручей. Потом мужчины с окрестных дач этот "мостик" убрали. Тогда, в конце 80-х, папа говорил мне, что памятники скинул ураган.
В результате всего этого на кладбище есть и лежащие на земле памятники, и пустые оградки.
Как бы там не было, но на старом еврейском кладбище сохранилось достаточное количество памятников начала XX века, причём многие из них (гранитные) изготовлены в знаменитой в те времена мастерской Кирсанова. Есть памятники датированные 1910, 1912, 1913, 1915 годами.
Впрочем, вполне возможно, что и более ранние памятники сохранились тоже, но надписи на русском/немецком (в большинстве только имя и фамилия и дата смерти) начали появлятся только с начала 1900 годов.
Вот, к примеру, достаточно хорошо сохранившейся памятник, но иврита (а не идиша, как я ошибочно написала. Спасибо
ostseer ) я не знаю и определить дату не могу. Кстати, этот памятник особый, он один такой на кладбище. Во-первых, материал особый, а во-вторых, изображение меноры.
О памятниках нашего резекненского еврейского кладбища писать можно еще много. Есть один памятник в виде дерева с обрубленными ветками и раскрытой книгой. Есть несколько захоронений в виде небольших каменных домиков (с сохранившимися и нет табличками). Есть несколько интересных оградок, где небольшая информация о покойном укреплена на оградке или над ней.
Есть идея сфотографировать все уцелевшие на данный момент памятники и как-то их систематизировать. Ведь время безжалостно. Особенно остро это ощущаешь, когда ходишь по самой старой части кладбища, где уже трудно опредилить места могил... Тем более камень имеет свойство заростать мхом и буквы уже не прочитать. Таких памятников, кстати, достаточно много... Знаю, что иной раз памятники специально очищают и моют каким-то составом, но кто-это будет делать в Резекне на старом кладбище?
И в заключение, после сумбурных рассуждений о времени и риторических вопросов, стихотворение нашего земляка Евгения Шешолина.
Еврейское кладбище
(Резекне)
1
Моисей - дурачок с базара,
Соломон - угрюмый сапожник
и Давид, что заставлял плакать
на вокзале старую скрипку.
И где-то под Яффой он понял,
что город его не примет,
что жители бросили город, --
он спал, а они уходили
еще до восхода солнца
понуро, будто в могилу.
Дорога среди огородов
упертая в белую стенку, --
там маленькая Иудея,
туда он один поедет,
и будет жаркое лето,
и за холмом песчаным
будет казаться море,
и будут илом Ефрата
пахнуть буквы на камне.
Искал он след человечий
в пустыне, но, шире неба,
молчала в ответ пустыня;
искал холодный источник,
и солнце над ним смеялось, --
и высохла влажная роза губ
в пустыне, где-то под Яффой.
Моисей -- дурачок с базара,
Соломон -- угрюмый сапожник
и Давид, что заставлял плакать
на вокзале старую скрипку.
2
...Теперь они с Моисеем
покидают чужой Египет.
А ветер северный сосны сеет,
а с неба холодного дождь сыплет.
А в небе холодные змеи реют
и ветер простуженный зол в хрипе...
Теперь они -- в Иудее.
Прощай, громоздкий Египет!
"Или, или, лама сафахвани!"
Когда-то жизни просили они.
А тема будет продолжена. Сегодня я фотографировала дома на улице Пожарной (ныне - Тынянова) и записывала обрывочные рассказы о тех, кто когда-то жил в еврейских кварталах Резекне. Мейлех и Тайбл, Хаим и Аба, Шолом-Рувен и Поля...