Если, путешествуя по Латвии, захочется отойти от туристических проторенных дорог, то стоит отправиться в Латгалию. Латгальский край... Латгалия... Какие стойкие ассоциации возникают, прежде всего, при упоминании этого названия? Голубые озера, белые башни костелов и, конечно же, знаменитая латгальская керамика. Не посетить мастерскую керамика, будучи в Латгалии, это то же самое, что, к примеру, побывать на экскурсии в Москве и не сходить на Красную площадь.
В мастерской керамика остается только удивляться, насколько разнообразные формы может принимать кусок обычной глины, побывавший в руках гончара: огромные напольные вазы, традиционные подсвечники, основательные молочные кувшины и блюда, изящные декоративные тарелки и крохотные свистульки-свиристелки. В 70-80-ых годах прошлого века латгальская керамика, в основном заливалась глазурью традиционных для этого региона цветов: синей - как латгальские озера, коричневой - как латгальская земля, зеленой - как латгальские леса.
Латгальская керамика - это не есть ремесло прошлого. Как и в каждом искусстве, здесь есть свои течения, свои авангардисты, своя мода. Например, в последнее десятилетие на авансцену вышла черная неглазурованная керамика. Необычные формы, орнаменты, напоминающие скандинавские руны, мрачный черно-серый цвет. Ну какая же от латгальская керамика? И лишь присмотревшись внимательнее можно увидеть небольшие вкрапления синего и зеленого цветов столь любимых латгальцами. Да и черно-серый цвет при ближайшем рассмотрении оказывается привычным и родным и так напоминающим деревенские зимние дорожки, посыпанные пеплом. Самым же последним писком керамической моды считаются черные неглазурованные горшки и блюда, созданные без помощи гончарного круга. И это не является выдумкой 21-го столетия, а своеобразный привет из бронзового века.
В мастерской керамика вам покажут весь процесс рождения кувшина или вазы. Мастер неторопливо все расскажет и покажет. Потом же начнется самое интересное - за гончарный круг можно сесть самим и попытаться что-нибудь сотворить. Самые маленькие, у кого ноги еще не достают до педалей гончарного круга могут под руководством мастера попробовать изготовить свистульку.
Момент, когда из печи для обжига вынимают готовые изделия волнующий и торжественный и далеко не всегда к таинству рождения новых изделий из керамики допускают посторонних. Как это происходит? Представьте себе обычный латгальский хутор... Во дворе небольшой сарай, в котором и находится печь для обжига, причем не суперсовременная электрическая, а традиционная - дровяная. К приезду гостей печь топилась целые сутки и понемногу уже стала остывать, так что все желающие могут подняться на дощатый настил и заглянуть в святое святых - в ее жерло и увидеть ... черные черепки.
«А где же сами изделия?» - воскликнут любопытные. «Сейчас, сейчас, не спешите» - смеясь, произнесёт Мастер и выдаст всем желающим рукавицы. Самые нетерпеливые начнут разгребать черепки, а все остальные выстроятся в живую очередь. И вот наступает самый ответственный момент - из недр печи Мастер вынимает первый кувшин. Еще горячий кувшин передается из руки в руки и оказывается на улице на столе. Каждое новое творение гончара встречается такими же возгласами восхищения и, в конце концов, стол оказывается полностью заполненным керамикой. Гости плавно перемещаются из сарая во двор и толпятся около стола, рассматривая и обсуждая многочисленные вазы, горшки, свистульки, подсвечники и т.д.
Традиции и мастерство латгальских керамиков заслужили признание не только в Латвии. Наших керамиков оценила и Европа. В 2006 году Европейская комиссия начала реализацию нового проекта, направленного на содействие развитию туризма в странах Европейского союза - EDEN (European Destinations of Excellence, в буквальном переводе - Европейские направления повышения квалификации). Каждый год объявляется определенная тема и страны-участницы (на данный момент их 27) выдвигают туристические объекты на соискание звания «Европейская конечная цель путешествия». В Латвии такого звания в рамках этого проекта удостоились три туристических объекта. В 2007 году внимания европейских экспертов заслужила «латышская Венеция» - Кулдига с её самым длинным в Европе кирпичным мостом и самым высоким водопадом в Латвии. В прошлом году пальма первенства досталась очень красивому, в чем-то даже сказочному, природному парку Тервете. В 2008 году самой лучшей составной частью наследия нематериальной культуры были признаны традиции латгальской керамики, а экспозиция керамики в Латгальском культурно-историческом музее - одной из лучших в Европе конечных целей путешествия.
С небольшими изменениями опубликовано в сообществе
baltic_travel