Все дороги ведут в музей дорог

Nov 22, 2014 20:17



Дороги возвращают нашу память в далекие времена и повествуют о прошедшем,
тем самым помогая нам лучше понять современность и будущее.
Этой осенью пути-дороги завели меня  в Эстонский дорожный музей. Я знала о том, что такой музей есть, но не более того, а оказалась там благодаря тому, что одна моя группа попросила включить его  в программу двухдневной поездки в Тарту. У них интерес был сугубо профессиональный, поскольку работают в организации, отвечающей за содержание латвийских автодорог. Скажу сразу, музей превзошел все мои ожидания, и я очень хочу вернуться туда еще раз летом, когда официально открыты все части экспозиции и работает детский автогородок. Но обо всем по порядку.




Музей расположен в районе Пылвамаа в здании бывшей почтовой станции на обочине старинного почтового  тракта Тарту-Выру. От Тарту до деревни Варбузе, где находится музей, 48 километров. Часть пути  - это тот самый старинный почтовый тракт, известный аж с далекого средневековья, и обозначенный на картах с 1784 года.  Эту дорогу называют самой красивой и романтичной дорогой Эстонии. С этим утверждением трудно не согласиться, однако я все время думала, как же разъезжались в свое время (в 60-е годы прошлого века, когда это было шоссе всесоюзного значения) автобусы и грузовики. Дорога очень узкая, ну почти как одна полоса на новом шоссе Тарту-Выру. История почтового тракта с описанием достопримечательностей, находящихся поблизости, очень хорошо изложена  на сайте http://www.postitee.ee/ В музее дорог тоже рассказывают об истории тракта. Там можно увидеть и часть площадки отдыха с беседкой и скульптурой пионера, появившиеся в конце 50-х годов на обочинах шоссе.


Постоянная музейная экспозиция «История дорог» расположена в нескольких зданиях бывшей почтовой станции. Комплекс зданий станции (главное здание, сарай для карет, конюшня на 33 лошади, кузница и жилище для шорников и ямщиков)  был построен в 1863 году и до 1922 года использовался по своему прямому назначению, потом здесь жил и работал дорожный мастер. Музей был открыт для посетителей в 2005 году.


Осмотрев экспозицию в главном здании, можно узнать о способах передвижения с древних времен до 1940 года, а также получить информацию о самых старинных дорогах Эстонии. Наша группа задержалась в зале, где крутили кинохронику середины 30-х годов прошлого века о том, как в то время строились дороги с бетонным покрытием. Строились очень долго, но зато основательно.



В конюшне представлен следующий этап развития дорожного строительства - с 1944 года до наших дней. Здесь можно посидеть в салоне автобуса ЛАЗ и представительской «Волги», посмотреть кинохронику, 70-80-х годов ХХ века.


Вне сезона открыта экспозиция только в зданиях почтовой станции, но сюда приезжают специально, чтобы увидеть уникальную экспозицию «Время дорог» (открытую в 2010 году), доступную с мая по октябрь (для нашей группы было сделано исключение - дорожники как никак, тем более музей находится в введении Департамента дорог Эстонии). Почему уникальную? Потому, что авторам экспозиции - архитектурному бюро Salto AB - удалось практически невозможное, а именно заинтересовать, заинтриговать, захватить такой специфической темой, как история дорожного строительства. Первое, что видят ступающие на путь исследования вопроса о развитии эстонских дорог - это внушительная коллекция указателей разных времен и дорожных знаков из разных стран, порой очень экзотических.


Пробравшись сквозь лес знаков и узнав о том, из чего в буквальном смысле состоят эстонские дороги, можно пройтись по всем видам дороги, когда-либо имевшим быть место в этой стране и совершить путешествие по времени за шесть шагов: гать, грунтовая дорога, гравийная дорога, булыжная мостовая, черное (битумное) покрытие и современный асфальтобетон.


Далее следует отправляться в ангар, в котором тоже можно зависнуть надолго, поскольку в нем и около него находится очень внушительная коллекция дорожной техники и машин. Столько грейдеров разных фирм и времен в одном месте больше нет нигде в окрестных государствах. В какой-то момент включается запись с шумом работающего грейдера, чтобы посетители музея могли себе представить, в каком шуме работали дорожные мастера. Я же, грешным делом, подумала, что кто-то из моих экскурсантов включил двигатель грейдера-экспоната.



Гордость коллекции - трофейный автобус 1943 года, находящийся в идеальном состоянии. Летом этот ретро-автобус возит туристов по старинному почтовому тракту.


В активный туристический сезон цена билета - 5 евро/чел., в осенне-зимний сезон - 2 евро/чел. (данные на ноябрь 2014 года).У музея есть свой информационно насыщенный сайт, в том числе и на хорошем русском яыке,  - http://muuseum.mnt.ee/

P.S. Эстонский дорожный музей и Почтовый тракт входят в список из 21 уникального объекта в Южной Эстонии, каждый из которых обозначен желтым окном National Geographic и рекомендован к посещению всем любителям истории и природы. Кстати, в список объектов нашей двухдневной экскурсии по Тарту и его окрестностям входили еще две достопримечательности, обозначенные желтым окном NG - старый город Тарту и замок Алатскиви, о котром напишу в обозримом будущем.

Эстония, полезные ссылки

Previous post Next post
Up