(no subject)

Dec 02, 2021 03:13

https://gvartdia.livejournal.com/1996.html
История Магнитогорска. Истина о спецпереселенцах

Родовая злопамятность

Данная статья - суть есть отклик на презентацию книги автора Салавата Харисовича Ахметзянова "Спецпереселенцы - первостроители Магнитогорска".

Собравшиеся 2 сентября 2015 года были, в большинстве своём, пожилые люди, взращенные в советском обществе, а поелику и говорившие, и мыслившие тоже советским «слогом». Но тем диковиннее было слышать их враждебные к советской цивилизации речи. «Подёргать за усы мёртвого тигра» пришли люди либерально настроенные и абсолютно чуждые к стране, которая их вырастила, воспитала, и в которой они состоялись как личности. Выступающие много и ярко, «живописали» мучения спецпереселенцев, кричали об их страданиях и закатывали глаза от нарушения их прав «человеконенавистнической системой»… тем самым, совершенно противоречили себе. И по словам «рубивших» правду выходило так, что спецпереселенцы и их потомки получали награды и даже ордена, работали журналистами и писателями, дослуживались до высоких офицерских званий, становились мастерами доменных печей, составляли завидные карьеры и достигали значимых постов. Одним из многочисленных примеров прозвучала история Бориса Ивановича Морозова. Он, будучи официальным спецпереселенцем, был награждён медалью за доблестный труд, «прожил долгую и прекрасную жизнь», а умер в 1997 году в возрасте 94 года. Но самым важным было то, что обиду он хранил лишь на то, что «вырвали» его из родной деревни и еще на тех людей, кто там занимался этим.

В общем, на презентации было много чего про «память» и «забвение»: выступающие ругали нынешние власти за забывчивость и призывали помнить и даже припомнить… Многое вспоминали, но ещё больше забывали и даже забывались. Здесь же можно было купить сей скромный, даже по объёму страниц, труд всего-навсего за двести рублей.

Открывший собрание, какой-то грустный и подавленный конферансье, запинаясь и словно бы извиняясь за собственные речи, вяло проговорил:

«То событие, наступление которого так боялись большевики, произошло».

И он недаром стеснялся. Потому, как позже выяснилось, что попросту вышла книга вышеупомянутого С. Х. Ахметзянова "Спецпереселенцы - первостроители Магнитогорска".

Название было провозглашено со сцены и, сообразуясь с этим, рассмотрим данное собрание как вступление к заявленной книге.

Так чего ж это так сильно боялись большевики?

«Вышел том…, достаточно полный…, достаточно полно отражающий период первых лет строительства Магнитогорска»,-
достаточно уныло, периодически спотыкаясь на не столь крутых оборотах речи, попытался провозгласить ведущий. Далее последовала характеристика книги уважаемого автора как: «правдивого документа о первых годах строительства Магнитогорска». И в дальнейшем сам автор сего «правдивого документа» будет всячески противопоставлять своё творение и официальным данным, и всем, прежде до него написанным, книгам, а также летописям по истории Магнитки. Среди коих авторов есть и маститые историки, и научные исследователи с именами всесоюзного значения.

Закончил же ведущий следующим предложением:

«Кульминацией должно стать создание, возведение некоего мемориала или некоего памятника, посвященного, прежде всего, спецпереселенцам - первостроителям города Магнитогорска».

Так, неким образом, из общего числа наших предков-строителей нашего же города была произведена ещё одна попытка, отделить и выделить одну, отдельно взятую группу людей.

Выступивший следом сам уважаемый автор «правдивого документа» показал всем присутствующим непосредственно виновницу события и прилюдно раскрыл то, что же он, по его словам, «зашифровал в обложке». А смысл оказался такой, что домна №2 имеет название «Комсомольская», но ведь возводили её не только комсомольцы.

В связи с этим хотелось бы процитировать следующее заявление, сделанное самим Салаватом Харисовичем:

«Спецпереселенцы составляли 25% от всего трудоспособного населения». Специально опустим те неточности и неясности в подсчётах этих процентов, поскольку и сам автор, искусно манипулируя выражениями «как минимум и как максимум», явно точными цифрами не владеет. А декан исторического факультета МаГУ, профессор Марина Потемкина своим высказыванием на данную тему: «До сих пор много разночтений в цифрах», лишь подтвердила сию истину.

Итак, спецпереселенцев было около 25%. Но, наверное, именно по этой причине домну так и назвали. В честь 75% других строителей. Естественно, не все из них были комсомольцами. Но это название, «Комсомольская», очень общее, очень межнациональное и крайне уравнивающее. Поскольку оно объединяет в себе все классы, сословия, национальности и принадлежности к тем или иным социальным группам. Комсомольцами были мужчины и женщины, русские и татары, рабочие и колхозники, атеисты и верующие различных конфессий, пусть даже скрывавшие это. Домну строили советские граждане. «Комсомольская» - это символ, наименование, и даётся оно далеко не всегда по признаку: строил тот или иной объект или город тот или иной человек или же группа лиц. Однако, судя по общему фону книжки и высказываниям выступающих ораторов, можно было догадаться, как именно собрание хотело бы переименовать домну…

«При переселении старались, чтобы спецпереселяемые были преимущественно с большими семьями. Преследуя этим следующие смыслы: во-первых, большой семьёй трудно сбежать, а во-вторых, чтоб население, состарившись, стало горожанами, то есть, оно бы стало основой будущего города». Что собственно и произошло, как признаётся сам автор данной книги.

Вот ещё одно утверждение автора, которое, по его уразумению, должно было стать «жутким фактом насилия и бесчеловечности к переселяемым». Да ведь никто и не спорит, что любое насильственное переселение - это плохо и порицаемо…

Но за этим высказыванием скрывается и совсем иная правда. Государство, переселяя большие семьи с детьми и стариками, брало на себя обязанность и ответственность за них. Ведь это явные иждивенцы, люди социальные и не приносящие никакого полезного для стройки действия. И на них шли дополнительные расходы, вплоть до создания собственного, татарского театра в 1936 году и собственной школы, с выписанными из обеих столиц, лучшими учителями. Так, или иначе, но страна заботилась о них. Потом, кстати, об этом говорилось и в книге, и даже утверждалось на презентации очевидцами, вспоминавшими, как к спецпереселенцам переезжали и другие, близкие и дальние родственники, знакомые и односельчане. Ехали, как выясняется, добровольно. И сие было понятно. Магнитка, её великая стройка - это был большой и явный шанс получить бывшему рабочему, колхознику или молодому человеку путёвку в жизнь, подняться по специальности и достичь больших результатов и высот в карьере.

Вот слова всё той же Потёмкиной, о людях, переселённых и отбывающих наказание на строительстве Магнитки, кои стали известными и уважаемыми гражданами:

«Знаменитые ныне инженерно-технические работники, деятели культуры, ученые. Например, такие, как секретарь Магнитогорского горкома ВКП (б) Виссарион Ломинадзе, поэты Михаил Люгарин, Борис Ручьев. Есть и новые имена: коммерческий директор магнитогорского завода Сандомирский, главный инженер Сапрыкин, начальник планового отдела Магнитостроя Козелев и многие другие».

А эти строки Бориса Ручьёва прекрасно передают отношение этих людей и к тем годам и к той власти:

«И снова в атаку, штыками грозя,

Червонные звезды проносят друзья.

Родные, с кем рос я, работал и жил,

Заводы и станции строя,

С кем русых, веселых девчонок любил,

Смеясь и страдая порою».

А вот выступающие очевидцы событий как бы ни старались, но кроме личной обиды и эмоций, так ничего и не смогли поведать собранию: ни о жутких унижениях спецпереселенцев, ни об их нечеловеческих условиях, ни даже о сколь либо великом ущемлении их прав. Одни сплошные «потёмкинские деревни» из цветных фасадов «лирики» и «национальной романтики».

Кроме «отторжения памяти» и «демократических ценностях как ценностях жизни и свободы», на научно-практической конференции в начале декабря 2013 года в городе Магнитогорске профессор, доктор наук Марина Потемкина, «блуждая в потёмках» мифов о «угрозе беспамятности нашего общества», уже требовала создания специальных учебных программ. Не довольствуясь целым параграфом в новом учебнике краеведения о политрепрессиях, она добивается появления в школах уроков Памяти. Уроков, на которых школьники Магнитогорска, через написания сочинений и докладов о государственном терроре и репрессиях будут учиться патриотизму.

Теперь же, Марина Потемкина, будучи рецензентом книги, выступила с обвинением в том, что Магнитогорск чересчур захваливают:

«Было впечатление, что Магнитогорску нужны только парадные книги с красивыми картинками, фотографиями и минимумом текста… с таким-то вот позитивом…».

Этому профессору от истории, жителю не коренному, а приезжему в наш город, не понравился позитив, и посему она вынесла положительный отзыв о столь желанном ей негативе. И да, сея учёная дама, и на сей раз, предлагала именно на этом взращивать утерянный патриотизм…

Как собственно требовал и местный историк Геннадий Васильев, который, «ничтоже сумняшись», в категорической форме просил «поддержать» автора данной книге и писать по ней школьные сочинения, да конкурсные работы. И вообще погружаться в тему. Также, Васильев очень просил покупать и его личный, вот уже пятый по счёту том «Книги памяти». Перефразируя его же «красное» словцо: «город, который построен на костях спецпереселенцев», можно смело сказать, что: многие мифы о спецпереселенцах построены на томах «Книги памяти».

Таким вот образом сначала каешься, потом платишь.

А платить «высокое собрание» потребовало быстро, платить много и платить средствами, добываемыми пренепременно из бюджета города. Так, по ходу заседания было предложено и всеобщим ликованием одобрено: построить 10-тиметровый памятник у «Первой палатки», на что выделить из средств налогоплательщиков… 20 миллионов рублей. Это по два миллиона на каждый метр. Таким образом, без референдума и обсуждений предлагается на кровные народные деньги удовлетворить амбиции небольшой, в сравнении, группки людей. Именно про это и говорил ведущий центрального государственного телеканала, выражая тем самым позицию самого государства и большинства людей в нём живущих:

«В этом смысле, звучащие у нас сегодня предложения о выделении денег на новые покаяния, десталинизацию и увековечение памяти какой-нибудь очередной «катыни» - это уж совсем необъяснимый мазохизм».

Вот так и получается, что жителям «стального сердца Родины» предлагают вместо патриотизма заниматься мазохизмом.

Особенно кощунственны и наглы заявления о Магнитке, «стоящей на костях спецпереселенцев». Самое последнее и позорное дело для историка родной страны делить и отделять прах и кости соотечественников, возвёдших великую нацию. И тем более подло возносить в этом подвиге одну группу костей над другой.

Весьма удивляли те садистские, настойчивые требования, неоднократно звучащие от выступающих, призывающих жёсткой обязаловкой навязать презентируемую книжецу и подобную ей беллетристику в качестве зазубривания во всех учебных заведениях. Так, например, доктор филологических наук Александр Власов выказал вполне научное и филологическое требование ввести курс данной книги для обязательного изучения нашими детьми. «Саша», бывший собутыльник автора «правдивейшего документа», как его собственно и представил «виновник торжества», несмотря на ученые степени и возраст, на память был нечестен. Сей доктор филологических наук, перепутав и позабыв имена русских классиков, приободрил автора перевранной цитатой: «Вот эта книжка небольшая, томов премногих тяжелей», и тут же пожелал сию «тяжёлую» книжку всё же облегчить для лучшей усвояемости. Никак «док» для детских садов старался?

Вот так вот, Магнитка, сначала платишь 200 рублей за штуку, а потом каешься.

Однако Александр Власов в одном был всё-таки прав:

«У меня была такая опаска, что книга будет национально ориентирована,.. начиналось всё именно с этого… начиналось всё это с личного горя и личного интереса».

Собственно… этим всё и закончилось. И эта опасность была-таки реализована. Национальная ориентация автора, его личное горе и личный интерес… - это истинные мотивы написания книги, о коих совершенно случайно проговаривается и сам Салават Харисович:

«Так сложилось… что две третьих всех спецпереселенцев, а это порядка 30-ти тысяч, прибыло из Татарстана. Еще в детстве, поскольку я вырос среди этих людей… то это для меня родовая память».

«Рассказывали мне и о том, что Магнитогорск строили татары, а непосредственно татар… ну, мусульман… в городе было свыше 30-ти процентов».

Помимо того, что цифры автора «правдивого документа» сильно спорные, так он ещё и путает общее число жителей с «трудовым» их числом. А их, если верить Салавату Харисовичу, было около одной четвертой части от общего числа строителей. А так же, обобщает татарское население, с общим числом мусульман. Но главное прозвучало: «Родовая память. Это для меня ответ на родовую память».

Какие же вопросы задавала автору его татарская, родовая память? Да, дело именно в национальной окраске данного прожекта, поскольку предшествующее предложение автора не может говорить боле ни о чём ином. Но его родовая память и все те слышанные им рассказы, что Магнитка построена спецпереселенцами из татарского народа, это всё… как бы это помягче сказать… далеко не являются действительностью, а в реальности суть есть ложь. Родовая память Салавата Харисовича сильно подводит его. И негоже навязывать эту ошибочную память нам, всем остальным жителям «столицы чёрной металлургии», детям и внукам её строителей. Память у каждого своя, и не честь навязывать её и внедрять в головы других.

Ахметзянов и его соумышленники жалуются на то, что память о спецпереселенцах подвергается забвению. Но ведь уже многие архивы раскрыты, и если они были доступны автору, то ныне вполне доступны и остальным. Учебники содержат целые параграфы на данную тему, о подобных темах пишут и другие люди. А коли уж автор "Спецпереселенцы - первостроители Магнитогорска" издал свою книгу, то и подавно забвения боле нет. Теперь её могут прочесть в библиотеках, читальных залах и даже, если есть желание, в глобальной сети Интернет. Прочесть сей трактат может любой желающий. Ну и где же забвение?
Хотя... обсуждаемая ныне книжеца может и не появиться в свободном доступе. Двести рублей ведь на дороге не валяются. 321 экземпляр, это ведь только "первый, прицельный камень", пущенный в наше общее, советское прошлое Магнитогорска и не последний плевок в "колодец истории" страны. Далее автор расчитывает на гораздо большее. Торговля "родовой памятью" может быть крайне прибыльным делом.

Однако этим людям требуется сатисфакция - удовлетворение «родовой памяти». И вот по этой причине всем им, одержимым реваншизмом, нужен десятиметровый памятник, да ещё и в центре города, да ещё и на народные деньги. Но и памятника им мало, они требуют внести в обязательную программу детских учебных заведений штудирование данной книги. Но всё это уже не является выходом из забвения. Это становится просто наглым навязыванием чужого мнения другим, перекраиванием под себя истории, принуждением приносить непрестанное покаяние. И вся эта затея исключительно ради достижения личной выгоды и мести прошлому. Не ради правды, но исключительно для реванша.

Остаётся лишь процитировать автору данной книги то, что не смог, не захотел или не посмел его друг и «собутыльник» Александр Власов, но что написал в своём стихотворении 130 лет назад один великий русский поэт, А. А. Фет, другому великому русскому поэту Ф. И. Тютчеву:

«Но муза, правду соблюдая,
Глядит - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей».

Вот так и ваша муза, Салават Харисович, дабы узреть на своих весах тяжесть вашей же книжки в противовес премногим трудам по истории Магнитки, созданным ещё задолго до неё, обязана соблюдать правду. Хотя бы перед вашей личной родовой памятью.

Ведь память всё-таки должна же быть честной?

манипуляции, ишь!, Магнитогорск, история

Previous post Next post
Up