По моему скромному мнению, шедевр отличает безупречность. Полная продуманность и выверенность всех деталей, каждого действия, каждой сцены. К сожалению, в этом фильме слишком много косяков, чтобы его можно было считать шедевром. Режиссер сосредоточился на картинке (а может, это заслуга оператора) и мизансценах. Видеоряд действительно замечательный, каждый кадр продуман и выстроен, хоть в рамку да на стену. Американские киноакадемики, видимо, настолько впечатлились этим визуальным пиршеством, что выдали "Оскар" художнику-постановщику. (Но оператору почему-то не выдали). С этим я могу вполне согласиться. Но признавать этот фильм лучшим - по-моему, перебор. Потому что, как я написал выше, до шедевра он очень сильно не дотягивает. Название, кстати, тоже бессмысленное, ибо вода, очевидно, собственной формы не имеет, и в лучшем случае принимает форму сосуда, в который налита. Главная слабость этого фильма - в сценарии, написанном самим же режиссером дель Торо (правда, в сети уже появилась инфа о плагиате; мол, история стырена из чьей-то книжки). Мистер Гильермо взял немного "Красавицы и чудовища", добавил изрядную горсть "Человека-амфибии" и сдобрил щепоткой шпионского детектива. Смешал, но не взбалтывал. И предложил этот странный коктейль жадному до зрелищ зрителю. Давайте же продегустируем этот сюжет вместе с его косяками и ляпами.
Итак, в секретную лабораторию Балтимора привозят двоякодышащее существо, выловленное в дебрях Амазонки, которое тамошние аборигены почитали за бога, чтобы его изучать. Как его изучают и изучают ли вообще - в фильме не показано. Главный по ихтиандру - почему-то не ученый, а военный - полковник Стрикленд. Он сажает существо в бассейн на ошейник с цепью и мучает электрошокером. Спрашивается - какая польза от такого "изучения"? Причем ученые в белых халатах в фильме все-таки присутствуют, один из них впоследствии даже оказывается советским шпионом Дмитрием. Но изучением чуды-юды они не занимаются.
Мучения беззащитного существа вызывают сочувствие у главной героини - уборщицы Элайзы, которая устанавливает с ихтиандром тайный контакт и подкармливает вареными яйцами. Как поется в песне, она его за муки полюбила, а он ее - за состраданье к ним. )) А потом она заводит ему пластинку на патефоне, чтоб страдальцу не так грустно было. Вопрос - как она протащила на работу патефон, никого, естественно не волнует! Да пофиг, что это закрытый секретный объект. Приноси, что хочешь - хоть патефон, хоть ящик взрывчатки (табличка "Сарказм"). Не исключено, что патефон завалялся у нее в подсобке среди тряпок и швабр, но это только неподтвержденные предположения. При этом камеры наблюдения, естественно, снимают что угодно, только не секретную лабораторию, поэтому никто даже не догадывается о похождениях Элайзы. Кстати, главная героиня немая. Каким образом она лишилась голоса - неизвестно, но проницательный зритель догадывается, что это может быть как-то связано с симметричными шрамами на ее шее.
Потом Элайза приносит рыбочеловеку открытку, на которой по-английски написано "Как здорово иметь такого друга, как ты". Почему-то она считает, что тот знает английский и умеет читать (вторая табличка "Сарказм").
Во время очередного визита Элайза роняет из пакета яйцо, которое находит Стрикленд. Но никаких последствий эта деталь не имеет. Почему-то Стрикленд не задается вопросом, как яйцо оказалось на полу лаборатории, и кто его туда принес. Такой вот пофигист. Зачем в таком случае надо было эти кадры вообще снимать? Даже не будем цитировать Чехова про ружье на сцене.
Неизвестно, как долго продолжалась бы нежная дружба Элайзы с человекорыбом, но вдруг генерал, начальник Стрикленда, решает, что поизучали это неизвестно что и хватит, надо его порешить и посмотреть, что у него внутри. Но советские резиденты почему-то не могут позволить совершить такое важное дело американцам, им почему-то позарез важно прикончить чуду-юду самим. Поэтому они выдают Дмитрию шприц с ядом и приказывают опередить капиталистического врага в этом бессмысленном убийстве. Дмитрий, в общем-то, желанием не горит, но подчиняется.
И вот тут приходит звездный час Элайзы, она решает своего друга спасти и выпустить на волю. К реализации этого нетривиального замысла она привлекает своего соседа - пожилого гея-художника Джайлза. В Америке толерантность - это фетиш, поэтому в любом фильме должен быть инвалид, персонаж с нетрадиционной ориентацией и темнокожий. Последнюю ипостась воплощает подруга Элайзы - негритянка-уборщица Зельда. План прост, как три копейки - Джайлз должен в условное время подогнать фургон к нужным воротам, чтобы забрать Элайзу и ее сердешного друга, которого она везет в баке на колесиках, забросав грязным бельем. Но бдительный солдат на проходной обнаруживает, что пропуск поддельный. От провала операцию спасает шпион Дмитрий, воткнувший солдату в шею отравленный шприц. Он дает Элайзе коробку с солью, чтобы добавлять ее в воду, иначе, мол, рыбочеловек помрет. Ха-ха-ха! Кто-то, очевидно, плохо учился в школе и не знает, что в Амазонке вода пресная!
Элайза привозит чудо природы в свою квартирку, кладет в ванну с водой, а затем они совокупляются. Ну, этот эпизод кого шокирует, кого нет. Но Элайзе понравилось, не зря она сразу родственную душу в ихтиантре почуяла. Стрикленд полагает, что чуду-юду украла группа русских диверсантов, но кто-то им, наверное, помогал в лаборатории. Он даже пытается найти этого кого-то, но безуспешно - никто не сознается, а Элайза даже посылает его на три буквы на глухонемом языке, впрочем, он этого не понимает. Но один подозреваемый все-таки появляется - это ученый Боб, он же шпион Дмитрий. Стрикленд следит за ним, но не успевает помешать русским резидентам Дмитрия застрелить. Суровая кара настигла горе-шпиона за провал бессмысленного, но важного задания! Пока Дмитрий испускает дух, Стрикленд интересуется, кто еще ему помогал. Фиг знает, почему, но умирающий шпион сдает обеих уборщиц. Может, обиделся, что он вот щас ласты склеит, а они дальше будут жить и радоваться? Стрикленд мчится к Зельде, та уходит в глухую несознанку - не знаю, мол, ничего ни про кого. Обломись, злыдень! Но тут зельдин муж, которого вообще-то никто ни о чем не спрашивает, сдает Элайзу. Немотивированные действия персонажей - это бич плохих сценариев.
Стрикленд мчится к Элайзе, но находит лишь ванну с мутно-зеленой водой, потому что Элайза как раз поехала выпускать ихтиандра в канал, который наконец-то заполнился дождевой водой. Почему нельзя было бросить рыбку раньше прямо в море-окиян - никому не известно. Видимо, потому, что тогда кино кончилось бы раньше времени.
И вот долгожданный финал - Элайза и рыбочел прощаются на берегу канала, старина Джайлз утирает скупую слезу, но тут появляется Стрикленд. Как он их нашел, даже не спрашивайте. Весь Балтимор отлично знает то место, где отпускают на волю диковинных зверюшек. Стрикленд два раза пуляет в грудь чуде-юде и разок в Элайзу, зрители достают платочки, чтобы оплакать полюбившихся героев, но тут чуда-юда вдруг проводит лапкой по своим ранам и дырки от пуль исчезают на глазах. (У зрителей на языке, естественно, начинает чесаться безответный вопрос: Эй, парень, а чего ты с такими способностями время-то терял на цепи в бассейне?) Стрикленд от подобных фокусов натурально впал в ступор, чем рыбочел воспользовался и перерезал злодею горло своим острым когтем. А затем взял на руки свою любимую, сиганул с ней в воду, и там, под водой, стал делать ей искусственное дыхание. И от этого на месте шрамов у Элайзы прорезались жабры, и поплыла она со своим суженым в далекие глубины, плодить новых рыбочелов. На этой оптимистичной ноте кинцо наконец-то закончилось. Уф!
В принципе, эту далекую от шедевра сказочку для великовозрастных детишек глянуть можно, но только один раз для общего представления, не больше. И еще знаете что? Романтики кинцу не хватает. Нет, не Алые это паруса, совсем не алые. Далековато старику дель Торо до наших Птушко, Чеботарева и Казанцева, а Элайзе - до Ассоль и Гуттиэрэ.