Посмотрел я надысь по телеящику свежий фильм "Время первых" про выход космонавта Леонова в открытый космос. И подивился примитивизму его авторов, которые, очевидно, не понимают, что разные жанры требуют разных подходов. Это только в приключенческом кино или в боевике нормально смотрится, когда каждые пять минут происходит что-то неожиданное, возникает какая-то проблема или препятствие на пути к цели, которое герой доблестно преодолевает, обычно с риском для жизни. А байопик интересен другим - не чередой перипетий, а детальным рассказом о жизни известных людей, об их работе, мыслях, переживаниях, о значительных событиях, оставивших след в истории, и т.д. Именно несоответствие жанра и подхода привело к тому, что фильм получился очень прямолинейным, схематичным, а исторические фигуры получились проще и площе, чем могли бы быть.
Сценарная халтура убивает немногое хорошее, что есть в этом кине. Причем, есть лажа фактическая - ЦУП, которого не было в то время, прямая трансляция из открытого космоса на телевизор в квартире, замерзающие космонавты, которых не могут найти, а в реальности нашли сразу же, и никакой радиосигнал не терялся, ну и так далее.
А есть лажа смысловая и логическая. Если какие-то выдумки (назовем это так, чтобы не писать "херню") можно хоть как-то оправдать стремлением создать напряжение в действии - поврежденную ногу Беляева или поиск и отключение засбоившего датчика, то за другие фантазии сценаристов следовало бы выдрать вожжами на конюшне. Если вы дружите с логикой и здравым смыслом, то вам должно быть очевидно, что космонавт, наливающий себе полстакана коньяку накануне старта - это отвратительный бред, которому позавидовал бы злостный антисоветчик!
А весь эпизод с поисками приземлившихся героев - один длинный бред от начала до конца, но вишенка на этом торте - радиолюбитель с Сахалина. Поймав морзянку из двух букв ВН, он сразу догадывается, что это сигнал, поданный космонавтами! Ржунимагу пацталом! Ну, ясен пень, больше ведь некому морзянить в эфире. Все локаторы и радиовышки СССР бессильны уловить аварийный сигнал, и только любитель-коротковолновик в жопе мира своей антенной, сделанной из пружин от матраса и рессоры от трактора "Беларусь", слышит их ВН - "все нормально", но каким-то шестым или двадцать шестым чутьем понимает, что не все у них нормально, а наоборот - это призыв о помощи! Правда, сука-жена любителя чуть было не погубила наших отважных парней, по-хозяйски выключив приемник. Но слава КПСС - сахалинский подкаблучник все же нашел в себе силы позвонить по телефону. Куда? Да, наверное, прямо в несуществующий ЦУП самому Королеву. (Табличка "Сарказм") ))) Вдумайтесь - чувак живет в деревянной халабуде на Сахалине, и при этом у него в этой халабуде есть телефон! В 1965 году, Карл! Это из какого пальца такую хрень можно было высосать?
Диалоги, как обычно, удручающие, но это давнишняя российская кинобеда. Сентиментальные сцены с мальчиком на лугу совершенно ни к чему и ни о чем. Брежнев карикатурен, как в плохой комедии. Жены космонавтов будто вырезаны из картона - играть им нечего, да и слов у них почти нет.
Надо бы что-нибудь сказать и о достоинствах. В общем и целом - неплохо снято, комп. графика белее-менее нормальная (если ни с чем не сравнивать)) ). Понравилась в общем и целом игра Ильина. Миронов, имхо, слишком суетлив. Хабенский и Миронов, похоже прогуливали в институте занятия по сценречи - некоторые реплики я так и не разобрал, даже прослушав их раз по пять.
Ну и надо отметить, хорошо показано, что главная наша цель по жизни - утереть нос Америке. Ради этой высокой задачи можно и людей в космос запустить на неотлаженной ракете. Главное - американцев опередить. Если выживут - медальку им, а погибнут - фигня, они солдаты, бабы новых нарожают. Ведь ударить себя кулаком в грудь и гаркнуть на весь мир "Мы первые!" - бесценно.