У Путина не хватает солдат, чтобы заткнуть дыру в обороне в Курской области. По оценкам экспертов, почти через две недели после вторжения ВСУ российских войск в регионе все еще меньше, чем украинских. Поэтому на его защиту начали собирать солдат срочной службы из других регионов России.
«Нас завалили просьбами, мы едва справляемся», - рассказал Financial Times Иван Чувиляев, представитель проекта «Идите лесом», который помогает избежать участия в войне против Украины. По его словам, в проект начали массово обращаться срочники, которых стали отправлять в Курскую область из других регионов, и их семьи:
«Это началось в некоторых регионах, но теперь ясно, что срочников мобилизуют по всей России».
По словам Чувиляева, проект получил обращения о срочниках по крайней мере из 10 частей, «поэтому можно утверждать, что [под Курск] было направлено около 1000 человек». Из них «совершенно точно» 250 было переведено из одной части в Ленинградской области, добавил он: «Люди в ужасе».
Изначально приграничную территорию должны были охранять пограничники ФСБ, чеченский батальон «Ахмат» и расквартированные в области военные части, говорит специалист по вооруженным силам РФ Дара Массикот, старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. Теперь, по ее словам, российское командование перебросило дополнительные силы из Ленинградского и Московского военных округов, «некоторые из них - срочники».
Никто из охранявших границу не был готов к вторжению украинских войск - настолько, что некоторые z-блогеры даже обвинили чеченцев в «договорняке» с ВСУ: якобы «Ахмат» сознательно пропустил их через границу. Между тем, через несколько дней после начала операции «Идите лесом» опубликовал видео десятков военнопленных, включая бойцов «Ахмата». В комментарии отмечалось, что чеченцев «наловили глубоко в тылу», они «даже не пытались сопротивляться» и «прятались за спинами срочников на десятой линии [обороны] под Курском».
Именно так и было, рассказала The Wall Street Journal Евгения Измайлова, чей сын-срочник Виталий пропал после начала наступления ВСУ. Его сослуживец сообщил Евгении 9 августа, что видел, как того взяли в плен. По его словам, бойцы «Ахмата» бежали, оставив срочников у границы одних. «Все развалилось», - написал он ей.
По сообщениям, командование перебросило в Курскую область около 5000 солдат с разных частей украинского фронта. Но даже после этого российских войск в регионе все еще существенно меньше, чем украинских, и у этих разрозненных частей нет опыта ведения совместных боевых действий, - хотя и есть внушительная поддержка с воздуха, сказал FT российский военный аналитик Юрий Федоров. Сильнее оголять украинский фронт Путин, по всей видимости, не хочет, так как в Донбассе его войска пусть ценой огромных потерь, но продвигаются вперед. Поэтому выбор, кого противопоставить ВСУ под Курском, невелик, отмечает Федоров:
«Путин надеется сдержать продвижение Украины в основном с помощью срочников. Но сможет ли он отбросить украинские войска? Сомневаюсь».
«Очевидно, что России нелегко заткнуть дыру в Курске, - говорит специалист по российской армии и ВПК Павел Лузин, приглашенный старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики. - Во втором полугодии 2023 г. они уже перенаправляли [на Украину] военнослужащих из других родов войск. Посылали людей с флота, с космодрома „Плесецк“ и так далее».
Провал обороны в Курской области только усиливает эту тенденцию. Из-за кадрового голода в сухопутных силах наступление ВСУ под Курском теперь отражает временный мотострелковый полк Воздушно-космических войск, специально собранный со всей России - в том числе со станций предупреждения о ядерном ударе и в полках тяжелых бомбардировщиков. Об этом сообщают «Важные истории» со ссылкой на человека, знакомого с ситуацией в подразделениях ВКС, и открытые данные.
Получается, что солдаты срочной службы, которых, по оценке Лузина, сейчас около 300 000, - фактические единственная значимая сила, которую можно направить в Курскую область. Путин неоднократно утверждал, что срочники не будут участвовать в «специальной военной операции». И, по закону, в зону боевых действий можно отправлять только тех, кто отслужил четыре месяца и прошел специальную подготовку.
Но срочников заставляют подписывать контракты с Минобороны и подделывают их документы, чтобы казалось, что они служат дольше, говорит Чувиляев.
Российские части, брошенные на оборону Курской области, оказались под угрозой окружения южнее поселка Глушково после того, как Вооруженные силы Украины взорвали все мосты через рейку Сейм.
Ударами из американских систем HIMARS ВСУ 16 августа разрушили ключевой мост близ Глушково, через который шло снабжение российских войск, а затем 18 и 19 августа - еще два моста, близ Званного и в населенном пункте Карыж.
В результате в зоне контроля украинских войск может оказаться дополнительная территория южнее Сейма площадью 569 квадратных километров, пишет The Independent со ссылкой на оценки украинского Центра оборонных стратегий (Centre for Defence Strategies). Это позволит в 1,5-2 раза увеличить подконтрольную ВСУ территорию Курской области, которую главком Александр Сырский оценивал в 1,1 тысячи кв км, а Институт изучения войны - в 800 кв км.
Более того, если третий мост действительно разрушен, то это значит, что «у российской армии не осталось полноценного пути для отхода на северный берег» Сейма, указывает военный эксперт Ян Матвеев. «Теперь ВСУ угрожают окружить российские силы, стоящие вдоль границы. Вынудив их отступить, ВСУ смогут быстро занять все пространство между рекой и границей. Во-первых, это просто очень большая территория. Во-вторых, украинские военные получат хороший оборонительный рубеж по реке Сейм», - сказал Матвеев «Важным историям».
Z-военкоры подтверждают: разрушение последнего моста через Сейм лишило армию нормальной связи с территорией на другом берегу. «Снабжение группировки российских войск теперь целиком зависит от количества лодок и наведения достаточного числа понтонов», - пишет «Рыбарь».
Он добавляет, что в Глушковском районе «складывается наиболее тяжелая ситуация», а ВСУ «создают себе условия для подготовки плацдарма» перед новым возможным наступлением на этом участке. ВСУ могут попытаться двинуться дальше к Рыльску и полностью срезать выступ на границе, рассуждает Матвеев. Другой сценарий - это выстроить оборону по берегу Сейма, а силы перебросить на другие участки, предполагает он.
На данный момент в украинской операции в Курской области задействованы 6 тысяч солдат, рассказали The Wall Street Journal западные чиновники, знакомые с разведданными. По их словам, у ВСУ есть в резерве еще порядка 4 тысяч солдат, которые размещены в Сумской области.
Россия, по западным оценкам, перебросила в Курскую область около 5 тысяч солдат, главным образом срочников, которые свозятся эшелонами из Московского и Ленинградского военного округов. Но этого недостаточно, считают источники WSJ в разведке: по их оценкам, чтобы оборонять Курскую область, нужно не менее 20 тысяч солдат.
ОТСЮДА