24 года назад 2 июня 2000 года на окраине Москвы потерпел крушение французский вертолет SA-341G «Газель», в котором находился руководитель МНТК «Микрохирургия глаза» Святослав Федоров.
Федоров возвращался в Москву из Тамбова, где местный филиал Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» отмечал свой 10-летний юбилей.
Однако что-то пошло не так, и вертолёт рухнул на землю неподалеку от Тушинской детской больницы. Среди тех, кто находился на борту, не удалось уцелеть никому. После падения машина не загорелась, но удар был немалой силы, поэтому опознали Святослава Федорова по протезу, который он носил после того, как лишился ступни в результате несчастного случая с трамваем.
Причиной крушения старого вертолета SA-341G «Газель», у которого сертификат летной годности закончился еще в октябре 1997 года, явилась коррозия и усталость металла: «У вертолёта проржавело крепление несущего винта, винт просто вылетел, поэтому произошла авария». Вертолёт был без надлежащего технического обслуживания, так как югославского завода, на котором был изготовлен вертолет, давно уже не существовало.
Из официального расследования МАКа:
«Эксплуатация вертолета с поврежденными коррозией подшипниками могла явиться следствием следующих нарушений: хранение вертолета в ГУ МНТК “Микрохирургия глаза” осуществлялось без консервации и выполнения работ, предусмотренных руководством по технической эксплуатации разработчика и изготовителя вертолета; вертолет эксплуатировался по регламенту, не согласованному с разработчиком и изготовителем вертолета, и без руководства по технической эксплуатации, что привело, при недостаточном контроле со стороны руководства авиации, к невыполнению осенью 1998 года периодического обслуживания вертолета через 12 лет после его ремонта, предусматривающего разборку и дефектацию деталей втулки несущего винта и т.д., и т.п.»
Любой вертолёт может служить бесконечно долго, если его техническое обслуживание проводить на заводе-изготовителе. Но в случае с вертолётом Федорова и вертолётом президента Ирана Раиси этого не было сделано. Ведь только на заводе-изготовителе можно выявить дефекты, включая коррозию и усталость металла, и заменить дефектные детали.