Как появились тоннели в Палестине

Dec 04, 2023 21:41



















Часть 2. Как устроены тоннели ХАМАС

Боевые тоннели в Газе - это настоящий город под землей. Точных и достоверных сведений об их протяженности нет, но однозначно можно сказать, что у ХАМАС - одна из самых обширных подземных систем в мире.

В 2016 году Иерусалимский центр по связям с общественностью оценил ее длину минимум в 100 километров. Причем треть ходов проходила под Израилем, и речь шла только о сооружениях, которые обнаружили израильские военные во время войны 2014 года.

Пять лет спустя ЦАХАЛ отчиталась, что разбомбила 100 километров тоннелей в секторе. Однако лидер ХАМАС Яхья Синвар (он был одним из палестинцев, отданных в обмен на Гилада Шалита) заявил, что повреждено не больше 5% подземных сооружений и ХАМАС восстановит их за несколько дней. Синвар также сообщил, что протяженность тоннелей под Газой - около 500 километров. Наконец, в 2023 году глава Генштаба Ирана Мохаммед Бакери оценил длину тоннелей только в северной части сектора в 400 километров.

Для сравнения: общая протяженность подземных участков московского метро, самого большого в Европе, - 460 километров. Собственно, тоннели Газы и называют «метро». Важно, что располагаются они на совсем небольшой площади - всего 360 км² - меньше Санкт-Петербурга почти в четыре раза.

Большая часть тоннелей проложена по территории сектора Газа, но были и те, что вели на территорию Израиля. ЦАХАЛ периодически обнаруживает их на границе и уничтожает, но ХАМАС не оставляет попыток прорыть новые, и, вполне возможно, о каких-то ходах израильтяне не знают.

Израиль все лучше находит и бомбит тоннели, поэтому боевикам приходится прокладывать их все глубже. Обычно ходы расположены на глубине от 20 до 30 метров (это высота 6-9-этажного дома). Но в 2020 году израильские военные нашли тоннель около границы, уходящий на 70 метров от поверхности - это примерно как 21-этажный дом, только вглубь.

Сами тоннели, как правило, невысокие и неширокие - до двух метров в высоту и до метра в ширину. Типичный тоннель выглядит как длинный извилистый коридор со стенами и полукруглым потолком из бетона. Однако в некоторых достаточно места для проезда мотоциклов (в том числе с грузовой платформой) и даже автомобилей. В других обустроены рельсовые дороги для передвижения грузов - например, ракет. Проходы освещены, но не во время боевых действий, так как электроэнергия поступает с поверхности. В этой нарезке видео, снятых ХАМАС, можно увидеть, как тоннели выглядят изнутри.

Каждый из них имеет несколько входов - как правило, это вертикальные шахты с лестницей. Входы тщательно замаскированы, например кустарником, либо ведут в здания, в том числе жилые дома, школы, больницы (это можно посмотреть в видео ЦАХАЛ) и мечети. Несколько тоннелей поменьше, как правило, соединяются в общей большой галерее, а потом снова расходятся. Иногда ходы идут параллельно друг другу.

Вырыты все они практически вручную, ведь работу тяжелой техники легко засечь. Порой для постройки используют электрические и пневматические отбойные молотки, а также самодельные устройства с приводом, похожим на велосипедный. Работают они так: копатель ложится на спину, крутит педали, а машина почти бесшумно выгребает землю.

Для рытья тоннелей ХАМАС нанимает местных жителей. Из-за высокой безработицы в регионе недостатка в желающих нет. Работая по 8-12 часов ежедневно, можно, по местным меркам, неплохо заработать: 150-300 долларов в месяц.

На стройках тоннелей соблюдается строжайшая конспирация: копателей доставляют на место с завязанными глазами, перед этим обыскивая и раздевая догола, чтобы не было скрытых камер и передатчиков. Сама работа рискованная: рытье не обходится без обвалов, а тех, кого заподозрили в сотрудничестве с Израилем, по сведениям израильских СМИ, могут казнить. По данным журнала Journal of Palestine Studies, к 2014 году на строительстве только коммерческих тоннелей погибли 235 человек, в том числе девять детей (их берут в копатели за способность пролезать в узкие проходы). Но жители Газы готовы на такой риск, потому что он для них - один из немногих надежных способов заработать.

Так как почвы в Газе песчаные, стены проходов укрепляют глиной, а затем бетонными блоками, которые делают в прилегающих к тоннелям мастерских. Такое строительство дорого обходится. Для тоннеля длинной 2,5 километра на глубине 20 метров, обнаруженного Израилем в 2013 году, понадобилось, по оценкам ЦАХАЛ, 800 тонн бетона, примерно 10 миллионов долларов, около 100 рабочих и больше двух лет.

Бетон ХАМАС достает любыми возможными способами: перенаправляет с гражданского строительства, ввозит контрабандой (например, из Ирана, причем как через тоннели, так и другими способами) и перерабатывает из обломков разрушенных израильскими бомбардировками зданий.

Израиль постоянно обвиняет ХАМАС в том, что организация строит тоннели для боевиков вместо жилья или бомбоубежищ для мирных жителей Газы, несмотря на вопиющую бедность в секторе. По подсчетам ЦАХАЛ, материалов, пущенных на создание одного тоннеля, хватит для постройки шести школ или 19 медицинских клиник.

Отвечая на эти обвинения, представитель ХАМАС и один из основателей движения Муса Абу Марзук прямо сказал: тоннели нужны для защиты боевиков ХАМАС, а бомбоубежища для жителей Газы, в большинстве своем беженцев, пусть строят ООН и Израиль.



Карта ЦАХАЛ, показывающая разрушенные в 2021 году тоннели

Часть 3. Как ХАМАС использует тоннели

В первую очередь тоннели нужны ХАМАС, чтобы скрываться от наблюдения и бомбардировок Израиля. Под землей террористы не рискуют попасть ни в камеру беспилотника-разведчика, которые постоянно летают над Газой, ни в прицел бомбардировщика.

Боевики и лидеры ХАМАС отлично знают подземелье и спасаются в нем в случае угрозы. Например, в 2014 году группа из 23 человек пережила авиаудар в тоннеле на глубине 25 метров. И хотя выход из подземелья был заблокирован завалами, боевики смогли продержаться несколько дней до прекращения огня, когда их спасли сообщники.

Более того, значительную часть своей деятельности движение перенесло под Газу. Кроме тоннелей, там есть комнаты и бункеры, которые используют как склады оружия (от автоматов до гранатометов), временные убежища, штабы, госпитали, тренировочные лагеря и даже сборочные цехи для ракет.

Подземные помещения оснащены электричеством, системой проводной связи, которую Израиль не может отследить, вентиляцией и водопроводом. Кроме того, в них есть запасы воды и пищи, генераторы энергии и топливо для них. А штабные бункеры для лидеров ХАМАС защищены армированным бетоном от попадания любых бомб.

Подземная Газа - это настоящая крепость ХАМАС. Ходы приспособлены и на тот случай, если Израиль войдет в сектор. Например, одни выходы из подземелий могут быть там, где окажутся фланги и тыл израильской армии во время вторжения, другие - вести напрямую к минометным позициям и залповым установкам, а третьи и вовсе представлять собой пусковые шахты для ракет.

Некоторые тоннели специально проложены так, чтобы подорвать их под позициями израильтян. Сами подземные ходы защищены от непрошеных гостей минами, ловушками, взрывчаткой и металлическими дверьми с бойницами, благодаря которым один стрелок может в одиночку удерживать узкий проход против целого подразделения.

Наконец, свое «метро» движение использует и для атак на Израиль. Впервые ХАМАС применил тоннель таким образом в 2001 году. С его помощью боевики заложили 200-килограммовую бомбу под израильским блокпостом на границе. Аналогичные атаки повторились в 2004-м. Потом боевики перешли к другой тактике - партизанским вылазкам. Больше всего «набегов» было в 2014 году. Тогда боевики ХАМАС с помощью тоннелей убили 11 израильских солдат, а также похитили тело лейтенанта Хадара Голдина (оно до сих пор у ХАМАС). Уничтожение тоннелей в итоге стало главной целью армии Израиля в войне 2014 года, и ради этого она даже провела наземную операцию в Газе.

Хотя все перечисленные нападения были направлены на военные объекты, уже тогда Биньямин Нетаниягу утверждал, что тоннели нужны и для террористических атак на мирное население. Например, некоторые из обнаруженных подземелий были укомплектованы камерами с наручниками и транквилизаторами для захвата и удержания заложников. Окончательно это подтвердилось после атаки 7 октября 2023 года. Больше 200 человек, захваченных тогда, ХАМАС спрятало именно под землей. Та же Йохевед Лифшиц описала помещения, приспособленные для содержания 25 заложников.

Часть 4. Как Израиль борется с подземным городом ХАМАС

Для Израиля борьба с ХАМАС неразрывно связана с ликвидацией его тоннелей. Но осознали эту задачу в высших кругах не сразу.

Впервые уничтожать тоннели Израиль начал еще в 1980-е, когда ими пользовались только контрабандисты. Подземные ходы подрывали, а санитарную зону на границе, куда запрещен проход без допуска, расширяли (ради этого даже снесли тысячи домов палестинцев). Однако к тому, что ХАМАС будет использовать тоннели в военных целях, Израиль оказался не готов. Война 2014 года показала, что в ЦАХАЛ не знали реального масштаба подземной сети боевиков и не умели бороться с ней.

Солдаты тогда уничтожили более 30 тоннелей, 18 из которых проходили по израильской территории, - с помощью авиации, подрыва входов и строительной техники. Однако армия часто ошибалась при поиске подземных ходов - в результате воздушные бомбардировки не наносили им вреда, а чтобы уничтожать их изнутри, требовались тонны взрывчатки. К тому же ЦАХАЛ тогда понесла большие потери. Бывший израильский солдат и участник боевых действий 2014 года Ариэль Бернштейн описывал Газу как место, полное «засад, ловушек, укрытий и снайперов», где боевики с помощью тоннелей появляются словно из ниоткуда. «Я как будто сражался с призраками», - говорил он.

Так что тоннели сделали преимущество Израиля не таким очевидным, и он стал разрабатывать методы борьбы с ними. Для начала на границе с сектором Газа вдобавок к наземной стене построили подземную. На ее возведение ушло четыре года и больше миллиарда долларов. Стена проложена по всей 65-километровой границе, уходит на несколько метров вглубь и оснащена датчиками, регистрирующими подземные работы. Тогда же, в 2021 году, Израиль установил камеры наблюдения на складах стройматериалов и стройплощадках в Газе и начал тщательно следить за товарами, которые привозят в сектор из-за границы. Правда, боевики легко обходят эту слежку через черный рынок.

Активнее искать тоннели ЦАХАЛ стала и на территории Газы. Армия Израиля взяла на вооружение радары, тепловые, акустические и магнитные детекторы, а также беспилотники с гиперспектральными камерами, которые могут обнаруживать объекты и людей под землей по электромагнитным волнам. Подземные коммуникации ищут и по косвенным признакам. Например, по пропавшему сигналу со смартфона боевика, за которым установлена слежка, или по выводам кондиционеров.

Однако просто обнаружить тоннели - недостаточно. Перед тем как подорвать, их нужно изучить, чтобы не навредить мирным людям на поверхности, и, соответственно, зачистить от боевиков. Солдаты, которые спускаются в подземелья противника, сталкиваются с лабиринтом узких и сырых проходов, в которых есть только темнота. Неподготовленный человек здесь может полностью утратить чувство ориентации и времени. И это не говоря о том, что есть постоянный риск попасть в засаду или ловушку врага, который знает тоннели лучше тебя.

Неизбежно возникают и технические трудности. Автоматные выстрелы в замкнутых помещениях могут оглушить самого стрелка и поднимают много пыли. А большинство приборов ночного видения не способны работать в полной темноте. Вдобавок под землей не действуют навигационные и системы связи, спутниковое и авианаблюдение. К тому же, в самых глубоких тоннелях нечем дышать, если туда не проведена вентиляция или она повреждена.

С конца 2000-х годов с тоннелями сектора Газа борется и Египет. Он периодически затапливает обнаруженные тоннели морской и сточными водами. Это нанесло, по словам контрабандистов, больший урон, чем израильские бомбардировки. Сегодня большая часть контрабандных тоннелей в Рафахе разрушена, что сильно бьет по экономике палестинского анклава.

Активно готовиться к подземным боям Израиль начал лишь после 2014 года, но первые шаги в этом направлении сделал давно. В середине 2000-х ЦАХАЛ построила огромный полигон - модель города Газы. Это комплекс площадью 24 гектара и стоимостью больше 57 миллионов долларов с 600 постройками (вплоть до восьмиэтажных домов) и системой тоннелей. Позднее для тренировки навыков подземной войны израильские солдаты начали использовать и очки виртуальной реальности.

В 2016 году ЦАХАЛ создала и усилила несколько подразделений для зачистки и уничтожения тоннелей, в том числе «Яхалом» - одно из крупнейших в мире. Солдаты таких спецподразделений оснащены всем необходимым. Это:

•радиоприемники и навигационные оборудование, работающие под землей;
•тепловизоры и приборы, позволяющие видеть в полной темноте;
•взрывчатка, которая может разрушать или запечатывать тоннель изнутри;
•роботы и дроны, картирующие тоннели и даже выдрессированные собаки-убийцы.

Кроме того, армия Израиля заливает входы в тоннели бетоном и разрушает их бульдозерами. А военно-воздушные силы страны используют специальные глубокопроникающие бомбы - они способны пробить 30 метров земли или шесть метров бетона.

Одним словом, можно сказать, что израильская армия готова к подземной войне как никакая другая.

Часть 5. Какую роль тоннели играют в нынешней войне

С последней войны у ХАМАС было девять лет, чтобы выстроить подземную сеть и подготовить ее к израильскому вторжению. Именно благодаря ей боевики могли наносить удары по ЦАХАЛ уже после начала ответных боевых действий с ее стороны. Например, в этом видео, утверждает ХАМАС, показано, как по подземному ходу боевики вышли в тыл израильской колонне, подорвали танк и скрылись.

Израильское командование разработало конкретный порядок действий для уничтожения тоннелей. Если солдаты находят подземный ход, они не спускаются туда, а связываются с командованием и ждут специалистов. Те обследуют тоннель с помощью роботов, дронов или собак, ищут ловушки и разминируют их дистанционно, если возможно. Только после этого вниз идут бойцы «Яхалом», устанавливают внутри взрывчатку, блокируют вход и подрывают тоннель. Тактики же подземного боя с боевиками неизвестны: ЦАХАЛ их не афиширует. Информации, что израильские солдаты спускались в подземелья Газы в 2023 году, тоже пока не было.

Израиль нанес ХАМАС чувствительный удар, однако, судя по всему, тактическая победа осталась за палестинцами. Разгромить движение не удалось: значительная часть и лидеров, и боевиков смогла отсидеться под землей до прекращения огня.

Подземная Газа оказалась слишком обширной даже для мощной израильской армии. Ведь и самые современные способы обнаружения тоннелей не застрахованы от ошибок, а самые подготовленные подразделения - от потерь. Чтобы полностью уничтожить ХАМАС, ЦАХАЛ пришлось бы растянуть наземную операцию на месяцы. А время играет против Израиля. Например, к войне может присоединиться и ливанская «Хизбалла», которая, кстати, тоже использует тоннели, иногда даже более глубокие, чем ХАМАС.

Кроме того, дальнейшая война неминуемо обернется еще большими жертвами среди мирных жителей Газы, как было в аналогичной ситуации при борьбе иракской коалиции с ИГИЛ* в Мосуле. Ведь тоннели прорыты под территорией, на которой живет больше двух миллионов человек, порой проходят прямо под домами мирных жителей и объектами гражданской инфраструктуры. Так как ХАМАС прячет там взрывчатку, подрыв тоннеля даже в безлюдном районе может привести к непредсказуемым разрушениям в других местах. В этом видео можно увидеть такой эффект домино. В Газе уже погибло больше 14 тысяч человек, две трети из которых - женщины и дети.

Но важнее всего для Израиля то, что именно в тоннелях ХАМАС спрятал захваченных 7 октября заложников. При штурме подземелий они тоже неминуемо пострадают.

Все это в конечном итоге, вероятно, и повлияло на то, что власти Израиля согласились прекратить огонь, открыть гуманитарные коридоры и пойти на сделку с террористами: ХАМАС получает трех палестинцев в обмен на одного израильского заложника. На данный момент стороны обменялись в формате 50 на 150, также ХАМАС выпустил около 20 неизраильтян. Согласован еще один новый обмен 20 на 60. Это значит, что тоннельная тактика сработала, а у террористов остается мощный рычаг давления на Израиль.

><{{{.______)

Ситуация с тоннелями в секторе Газа отражает ход палестино-израильского конфликт в целом. ХАМАС не может победить, но не сдается. Израиль пытается разрушить потенциал противника, но не может полностью его уничтожить.

Стоит ли говорить, что конфликт очень далек от завершения. В пятницу, 1 декабря, перемирие было остановлено, и война возобновилась. И тоннели, очевидно, снова сыграют в ней важную роль.

https://us5.campaign-archive.com/?u=4ea5740c1fe71d71fea4212ee&id=4a16fe3c3f/

туннель, Палестина

Previous post Next post
Up