12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск"

Aug 12, 2023 12:42



12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск". В результате катастрофы погиб весь экипаж АПЛ - 118 человек.

Несмотря на обилие различных "альтернативных версий" и прочих "теорий заговора", в целом более правдоподобной является официальная версия - взрыв 650-мм торпеды 65-76 "Кит".

"Кит" - керосин-пероксидводородная торпеда, и такой тип топлива давал, с одной стороны, ей впечатляющие характеристики (дальность до 100 км при скорости 30-35 узлов, и максимальная скорость более 50 узлов), с другой стороны - требовал строгого соблюдения регламентов работы с высококонцентрированной перикисью водорода (98%, в отличие от 3% раствора в вашей домашней аптечке).

Как вы понимаете, конец 1990-х - начало нулевых было далеко не тем временем, когда все регламенты соблюдались, а работы и учения проводились. Так, в ходе расследования катастрофы "Курска" выяснилось, что подписи в журналах подготовки личного состава были поддельные, а экипаж "Курска" не стрелял торпедой "Кит" ни разу (хотя "на бумаге" учения проводились).

Согласно расследованию, при заполнении учебной торпеды "Кит" перекисью водорода, вследствие негерметичности сварных швов резервуаров, произошла утечка, которая привела сначала к пожару и взрыву торпеды в торпедном аппарате №4, а затем - и к детонации других торпед в отсеке.

Если быть более точным, к катастрофе привела цепь событий - сама торпеда относилась к партии из 10 шт., которая была забракована из-за течи сварных швов. Но, из-за бюрократической ошибки (в предписании говорилось только о боевых торпедах) учебная торпеда "Кит" вместо завода осталась на флоте.

Непосредственным триггером пожара стала закачка в торпеду накануне необезжиренного воздуха, что запрещено правилами, но экипаж не был проинструктирован должным образом. После помещения торпеды в аппарат и открытия запирающего воздушного клапана, необезжиренный воздух вступил в реакцию с подтекающей перекисью водорода, и начался пожар.



Ну а дальше вы знаете - попытки спасения экипажа, "она утонула" и прочие моменты, ознаменовавшие начало новой эпохи в истории России, которая тянется до сих пор.

К слову, линия валов, снятая с поднятого со дна "Курска", позже была установлена на однотипную К-266 "Орёл" (https://iz.ru/news/538511), который до сих пор числится в составе Северного флота ВМФ РФ. Так что, отчасти, "Курск" по-прежнему на страже тех, кто обрёк его на гибель...

- Неожиданно я почувствовал встряску корабля. Непроизвольно подогнулись колени. Ощущение, будто при 5 баллах переходишь с волны на волну. Но море было спокойным. На лицах офицеров было недоумение, - расскажет на допросе капитан-лейтенант с «Петра Великого» Вячеслав Самарцев.

На мостике «Петра Великого» находится командующий Северным флотом Попов.

- Чего это тут у вас трясет? - спрашивает он контр-адмирала Рогатина.

- Включили антенну радиолокационной станции, - сходу выпаливает тот.

Никто из присутствующих не осмеливается поправить контр-адмирала.



Оставшиеся в живых подводники пытаются прийти в себя. Кромешная тьма. Нагромождение сорванных с фундаментов механизмов. После того, как «Курск» завалился на бок, под ногами не пол, а борт или переборка. В отсеки с оглушительным шумом врывается пар, вода и воздух высокого давления.



Спустя почти 4 часа после взрыва обитатели 9-го отсека не ощущают никаких признаков присутствия спасателей в районе катастрофы. Капитан Колесников пишет еще одну записку - на этот раз жене.

«Олечка! Я тебя люблю, не переживай сильно.

Г.Б. привет. Моим привет.

12.08.2000 15.15»

Самолеты морской авиации Северного флота приземляются на аэродроме, так и не обнаружив «Курск».

Лишь после этого, с опозданием на семь часов после крайнего срока командование Северного флота наконец-то осознает, что с подводниками случилась беда, и надо принимать реальные меры.

В штабе флота вспоминают о странной встряске на «Петре Великом» и вызывают гидроакустика Андрея Лавринюка.

- Видел вспышку, в динамике слышал хлопок, - повторяет лейтенант свои утренние слова. Лишь спустя 11 часов (!) после первого доклада их начинают воспринимать всерьез.

Гидроакустики непрерывно пытаются найти «Курск». Но никто из командования не догадывается хотя бы раз объявить во всем районе сигнал «Тишина».

Временное отключение всех механизмов и запрет на громкие звуки снял бы лишние помехи для гидроакустической системы и ускорил поиски.

image Click to view



авария, подводные лодки, Путин

Previous post Next post
Up