Саудовская Аравия и Турция обсуждают соглашение о возвращении украинских детей, вывезенных в Россию, в переговорах участвует Роман Абрамович - пишет Financial Times со ссылкой на слова источников, знакомых с ходом переговоров.
В рамках переговорного процесса, утверждают источники, чиновники в Киеве и Москве составляют списки тысяч детей, вывезенных в Россию.
Переговоры, о которых ранее не сообщалось, идут уже несколько месяцев.
В дискуссиях участвует бывший владелец футбольного клуба «Челси» Роман Абрамович. Ранее он участвовал как представитель президента РФ в переговорах с Украиной, в том числе об обмене пленными и заключении зерновой сделки.
Саудовская Аравия и Турция выступают в качестве посредников, стараясь вернуть на родину украинских детей, оказавшихся в России после начала войны. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на четырех человек, знакомых с ходом переговоров.
Два источника подтвердили газете, что в них также участвует Роман Абрамович, который в начале войны пытался наладить мирные переговоры между Россией и Украиной, а затем участвовал в подготовке обмена военнопленными.
Контакты осуществляются уже несколько месяцев, но тема эта настолько болезненная, что представители России и Украины отказываются общаться друг с другом. Между тем в случаях с обменом военнопленными они контактировали напрямую. Человек, участвующий в переговорах о возвращении детей, сказал FT: «Вопрос очень чувствительный, никто никому не верит. Нужен независимый орган, который соберет данные по всем детям и который будет приемлем для обеих сторон».
Прямого общения с российской стороной по этому вопросу не ведется, сказала Дарья Герасимчук, уполномоченная по правам ребенка в Украине: «Более того, мы убеждены, что в этом направлении не может быть переговоров, потому что это не вопрос обмена военнопленными, это гражданские, это дети».
Ситуация осложняется тем, что нет точного списка детей, оказавшихся на территории России. В Киеве говорят о депортации почти 20 000 (местоположение более половины удалось установить), обвиняя Москву в геноциде и сознательных действиях по уничтожению у детей украинской идентичности. Международный уголовный суд считает это военным преступлением - именно детский вопрос стал основанием для выдачи им ордера на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
По оценке Гуманитарной лаборатории Йельского университета, в России оказалось не менее 6000 детей. Львова-Белова говорила в апреле 2022 г., что из Донбасса было эвакуировано более 150 000.
Дети попадали в Россию при разных обстоятельствах, говорят люди, близкие к переговорам. Многие остались без попечения, поскольку их родители были убиты, например при осаде Мариуполя, другие оказались разлучены с ними из-за боевых действий или в российских фильтрационных лагерях. Газета The Guardian даже приводила случаи, когда детей вывозили в корыстных целях либо в России приемные семьи брали их ради получения дотаций от федеральных и региональных властей.
Представители Саудовской Аравии поднимали детский вопрос в июне на встрече представителей ряда стран «Большой двадцатки» в Копенгагене в рамках более широкой дискуссии о необходимости участия третьих сторон в попытках найти точки соприкосновения между Россией и Украиной, рассказал FT дипломат, знающий о той встрече. По его словам, западные страны дали Эр-Рияду добро на переговоры по детям, а также ряду других вопросов, включая зерновую сделку, безопасность захваченной российскими войсками Запорожской АЭС и ядерную эскалацию.
Представители Владимира Путина, Владимира Зеленского, правительства Саудовской Аравии и Турции, а также Абрамовича не ответили на запросы FT о комментариях.
https://www.ft.com/content/8d20d8be-6975-4497-aa5c-6c74d76b74e0 Просто напомню предысторию этого щекотливого вопроса - Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест Путина по подозрению в незаконной депортации украинских детей. То есть теперь Путину кровь из носа необходимо отправить детей обратно на Украину, на территорию подконтрольную Киеву. Но это сделать нужно тайно и очень аккуратно, чтобы снять с себя обвинение по подозрению в незаконной депортации украинских детей и одновременно не попасть под новую статью - незаконное удержание детей и лишение их свободы.