Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приостанавливает дальнейшее расследование происхождения коронавируса из-за проблем со сбором данных.
ВОЗ планировала проводить работу поэтапно, но «этот план изменился». «Политические события во всем мире действительно воспрепятствовали прогрессу в понимании происхождения [COVID-19]», - отметила специалист. «Второй фазы не ожидается».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) незаметно отложила вторую фазу своего долгожданного научного исследования причин пандемии COVID-19, сославшись на продолжающиеся проблемы, связанные с попытками провести важные исследования в Китае, как стало известно Nature.
Исследователи говорят, что разочарованы тем, что расследование не продвигается вперед, потому что понимание того, как коронавирус SARS-CoV-2 впервые заражает людей, важно для предотвращения будущих вспышек. Но без доступа к Китаю ВОЗ мало что может сделать для продвижения исследований, говорит Анджела Расмуссен, вирусолог из Университета Саскачевана в Саскатуне, Канада. «У них действительно связаны руки».
В январе 2021 года международная группа экспертов, созванная ВОЗ, отправилась в Ухань, Китай, где впервые был обнаружен вирус, вызывающий COVID-19. Вместе с китайскими исследователями команда рассмотрела доказательства того, когда и как мог появиться вирус в рамках первого этапа. В марте того же года команда выпустила отчет, в котором изложены четыре возможных сценария, наиболее вероятным из которых является распространение SARS-CoV-2 от летучих мышей к людям, возможно, через промежуточные виды. Первый этап был разработан, чтобы заложить основу для второго этапа углубленных исследований, чтобы точно определить, что произошло в Китае и других местах.
Но спустя два года после той громкой поездки ВОЗ отказалась от своих планов второго этапа. «Второй фазы не существует», - сказала Nature Мария Ван Керхове, эпидемиолог ВОЗ в Женеве, Швейцария . По ее словам, ВОЗ планировала проводить работу поэтапно, но «этот план изменился». «Политика во всем мире действительно препятствовала прогрессу в понимании происхождения», - сказала она.
Исследователи проводят некоторую работу, чтобы определить временную шкалу первоначального распространения вируса. Сюда входят усилия по отлову летучих мышей в регионах, граничащих с Китаем, в поисках вирусов, тесно связанных с SARS-CoV-2; экспериментальные исследования, помогающие определить, какие животные восприимчивы к вирусу и могут быть его хозяевами; и тестирование архивных образцов сточных вод и крови, собранных по всему миру в конце 2019 и начале 2020 года. Но исследователи говорят, что прошло слишком много времени, чтобы собрать некоторые данные, необходимые для точного определения источника происхождения вируса.
Напряженные времена
Многие исследователи не удивлены, что планы ВОЗ были сорваны. В начале 2020 года члены администрации тогдашнего президента США Дональда Трампа сделали необоснованные заявления о том, что вирус возник в китайской лаборатории, а представители американской разведки позже заявили, что начали расследование. В городе Ухань находится Уханьский институт вирусологии, лаборатория строгого режима, которая работает с коронавирусами. Китайские официальные лица задаются вопросом, возник ли вирус внутри границ страны.
На фоне кипящей враждебности между двумя сверхдержавами в мае 2020 года государства-члены ВОЗ обратились к агентству с просьбой объединить научные усилия для определения того, как началась пандемия. Хотя Китай согласился на миссию, к тому времени, когда группа ВОЗ отправилась в Ухань, напряженность была высокой, а взаимодействие с Китаем быстро прекратилось после возвращения группы.
В своем отчете за март 2021 года команда пришла к выводу, что случайный выход вируса из лаборатории «крайне маловероятен». Но включение сценария лабораторного инцидента в окончательный отчет стало ключевым предметом разногласий для китайских исследователей и официальных лиц, говорит Доминик Двайер, вирусолог из Патологии здравоохранения Нового Южного Уэльса в Сиднее, который был членом команды ВОЗ.
В июле того же года ВОЗ разослала государствам-членам циркуляр с изложением того, как она планирует продвигать исследования происхождения. Предлагаемые шаги включали оценку рынков диких животных в Ухане и его окрестностях и ферм, которые снабжали эти рынки, а также аудит лабораторий в районе, где были выявлены первые случаи заболевания.
Но китайские официальные лица отвергли планы ВОЗ, особенно возмутившись предложением расследовать нарушения в работе лабораторий. Чжао Лицзянь, представитель министерства иностранных дел Китая, заявил, что предложение ВОЗ не было одобрено всеми государствами-членами, и что второй этап не должен быть сосредоточен на путях, которые в отчете миссии уже были сочтены крайне маловероятными.
В августе 2021 года члены первоначальной группы миссии опубликовали комментарий в Nature , в котором призвали к быстрым действиям в отношении предлагаемых исследований, чтобы проследить происхождение вируса. «Мы написали эту статью, потому что опасались, что второй этап может не произойти», - говорит Марион Купманс, вирусолог из Медицинского центра Университета Эразма в Роттердаме, Нидерланды, и член миссии в Ухане. «Мне жаль говорить, что это действительно то, что получилось».
Застопоренная работа
Джеральд Кеуш, заместитель директора Института национальной лаборатории новых инфекционных заболеваний Бостонского университета в Массачусетсе, говорит, что расследование происхождения «плохо проводилось мировым сообществом». С этим плохо справился Китай. ВОЗ плохо справилась с этим». По словам Кеуша, ВОЗ должна была быть неустанной в создании позитивных рабочих отношений с китайскими властями; если это было ограждено каменной стеной, это должно было быть честным об этом.
Ван Керхове говорит, что генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус продолжает напрямую взаимодействовать с китайскими правительственными чиновниками, чтобы побудить Китай быть более открытым и делиться данными. А сотрудники ВОЗ связались с Китайским центром по контролю и профилактике заболеваний в Пекине, чтобы попытаться наладить сотрудничество. «Мы очень, очень хотим иметь возможность работать там с нашими коллегами, - говорит Ван Керхове. «Это действительно глубокое разочарование».
Министерство иностранных дел Китая не ответило на запросы Nature , отправленные по электронной почте, с просьбой прокомментировать, почему исследования второй фазы застопорились.
В ноябре 2021 года ВОЗ сформировала Научную консультативную группу по изучению происхождения новых патогенов (SAGO) - постоянную группу экспертов, которые с тех пор написали предложение о том, как проводить исследования происхождения будущих вспышек. SAGO также оценила доказательства происхождения SARS-CoV-2.
Исследование доноров крови
Помимо официального процесса под руководством ВОЗ, некоторые исследования, предложенные для второго этапа, были проведены . В мае прошлого года исследователи в Пекине и Ухане опубликовали результаты1 анализа донорской крови, поступившей в Уханьский центр крови до декабря 2019 года. Исследователи искали антитела к SARS-CoV-2, которые могли бы указывать на некоторые из самых ранних инфекций в пандемия. Команда проверила более 88 000 образцов плазмы, собранных в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, но не обнаружила в образцах антител, блокирующих SARS-CoV-2.
Майкл Воробей, вирусолог-эволюционист из Университета Аризоны в Тусоне, говорит, что эта работа является важным вкладом китайских ученых, подтверждающих более ранние геномные анализы 2 , показывающие, что вирус, вероятно, не появился так рано в сентябре и не был широко распространен в Ухане в конце 2019.
В другом исследовании3, проведенном исследователями из Китая, которое не подвергалось экспертной оценке, сообщалось об обнаружении следов SARS-CoV-2 в январе и феврале 2020 года на рынке морепродуктов Хуанань в Ухане, который посетили многие из первых известных людей с COVID-19. 19 4 . Образцы были взяты из сточных вод, стоков, поверхностей дверей и рыночных прилавков, а также земли и других мест. Исследователи пришли к выводу, что вирус, вероятно, был передан людьми, но Расмуссен и другие заинтересованы в более внимательном изучении необработанных данных, в том числе мазков из машины для ощипывания, чтобы увидеть, могут ли они идентифицировать виды животных.
«Я все еще надеюсь, что прогресс будет достигнут», - говорит Тея Фишер, вирусолог общественного здравоохранения из Копенгагенского университета, которая была членом миссии в Ухане и входит в состав SAGO.
https://doi.org/10.1038/d41586-023-00283-y ОТСЮДА Действительно, какой COVID-19, когда мировая война началась? Ну, не получилось провернуть аферу с COVID-19, вернулись к старому проверенному способу - мировой войне. Делов-то...