New York Times о трудностях расследования взрывов на "Северном потоке"

Dec 27, 2022 03:29




В New York Times вышла статья (https://www.nytimes.com/2022/12/26/world/europe/nordstream-pipeline-explosion-russia.html) с цитатами шведских следователей о том, как идет расследование взрывов на "Северном потоке" на дне Балтийского моря в конце сентября. Идет оно тяжело, поскольку условия для заметания следов на Балтике как будто идеальные: дно моря пересекает огромное количество подводных трубопроводов и кабелей, за которыми никто постоянно не наблюдает; также на дне имеются обширные захоронения обычных и химических боеприпасов, поэтому у всех прибрежных стран - не только у России - есть как оборудование, так и специалисты по подводным взрывным работам; судоходство крайне интенсивное, причем суда при желании могут выключать транспондеры и тем самым уходить от слежения.

В этом контексте стоит вспомнить еще одну статью, вышедшую 21 декабря в Washington Post (https://www.washingtonpost.com/national-security/2022/12/21/russia-nord-stream-explosions/) и поданную российской пропагандой как признание Запада в непричастности России к этим взрывам. В реальности в ней говорилось, что следователи пока не нашли объективных доказательств причастности России; источники газеты также сожалели, что европейские лидеры поспешили обвинять в этом Россию в отсутствие твердых доказательств.

Россия обвиняет во взрывах "англосаксов" (иногда конкретнее - Великобританию или США, обе отрицали обвинения), причем президент Владимир Путин как минимум трижды (3 октября, 12 октября, 22 декабря) говорил, что этим странам разрушение трубопровода якобы выгодно. Никаких доказательств, что они это сделали, однако, Россия не представила.

Между тем, как рассказали New York Times эксперты, именно у России теоретически могут быть данные наблюдения за трубопроводом с помощью сонаров. Западные следственные органы доступа к этим данным не имеют.

Путин также говорил, что во взрыве заинтересованы те, кто хочет продолжения транзита газа через территорию Украины. Это можно расценивать как намек на Киев, тем более что он задолго до большой войны публично выступал против строительства "Северных потоков". Однако у этой версии есть то уязвимое место, что у Украины нет ни портов на Балтике, ни подводного оборудования.

У России есть небольшие и тихие подводные лодки, подходящие для этой задачи, рассказали газете отставные западные военные и разведчики. Выгоды для нее не вполне очевидны, учитывая, что трубопровод ее собственный, ей приходится продолжать платить за транзит Украине и отказаться от возможности отколоть от западного альянса Германию. Однако благодаря взрывам цены на газ в Европе надолго останутся неприятно высокими для потребителей, и кроме того, это сигнал, что Россия способна атаковать и другую подводную инфраструктуру западных стран (эта мысль звучала на Западе уже не раз)..

Какой-то свет могли бы пролить данные перехвата сообщений и агентура американских и европейских разведок, пишет New York Times. Но если такая информация у них есть, они ее пока не раскрывали.

"Северный поток-2" был достроен незадолго до начала войны, но Германия его так и не сертифицировала, так что он никогда не использовался по назначению. Поставки по "Северному потоку-1" Россия прекратила летом под предлогом техобслуживания, которому якобы мешали санкции. После взрывов оба трубопровода вышли из строя.

https://www.nytimes.com/2022/12/26/world/europe/nordstream-pipeline-explosion-russia.html

Северный поток-2, диверсии

Previous post Next post
Up