Блэкаут на Украине: два сценария дальнейшего развития ситуации.
Удары по энергетической инфраструктуре 23 ноября не стали беспрецедентно массовыми по количеству выпущенных Россией ракет, но тем не менее Украина практически полностью оказалась «выключенной». В этот раз страну опять перезапустили, но очевидно, что для были приложены сверхусилия.
23 ноября Украина впервые пережила классический блэкаут. После ракетных ударов в стране была нарушена система передачи электроэнергии, начались выключения АЭС. В аварийный режим перевели Ровенскую АЭС, были остановлены энергоблоки Южноукраинской АЭС и отключили от энергосистемы Хмельницкую АЭС. Дальше начала отключаться мобильная связь, потому что сотовые вышки также питаются от энергосистемы. Часть из них перевели на генераторы, но на 24 ноября, по словам представителя Госслужбы связи Владимира Кондрашова, на всю страну работали только 44% базовых станций мобильных операторов.
И страна остановилась в буквальном смысле. Перестали работать предприятия, офисы, метрополитены, троллейбусы и трамваи, пошли сбои на железной дороге, частично легла финансовая система. В крупных городах начались проблемы с водой и отоплением. Ну, и традиционно образовались большие очереди на бензозаправках.
Какой урон был нанесен экономике страны, подсчитать сейчас невозможно. Но трое суток экономически функционирующей Украины практически не существовало. Естественно, это все нарушило общую логистику в стране, в том числе, и поставки грузов на фронт. Но все же главный урон - это удорожание функционирования государства, что в значительной степени ложится на западных партнеров Украины. Потухшие сотни городов огромной страны в зимний период - это теперь еще один «головняк» для Вашингтона и Брюсселя.
И теперь важно понять, на что Украина выходит в ближайшее время. Судя по пессимистическим комментариям энергетиков, страна еще выдержит максимум 3-4 подобных удара. При этом после каждого нового удара выходить из «комы» будет все сложнее. В большинстве домов Киева, например, после «прилетов» 23 ноября света не было 36-40 часов, воды и отопления 12-14 часов. И это в столице, где существует негласная приоритетность по устранению всех видов проблем.
А вот дальше, если удары продолжатся, начнется уже беда. Частично проблемы можно будет купировать с помощью запитки Украины от европейской сети. Но опять же многое зависит от намерения РФ выводить или нет из строя украинские АЭС. Без их работы Европа не сумеет перекрыть все потребности Украины в электричестве. К тому же регулярность ракетных ударов ставит под вопрос возможность функционирования единой энергосистемы в стране. Есть вероятность того, что она будет разбита на отдельные замкнутые островки.
В любом случае полноценно украинское государство уже не функционирует. Власти эмоционально реагировали на этот ракетный удар. Владимир Зеленский призвал ООН осудить Россию за энергетический терроризм и еще раз потребовал лишить РФ право вето в Совбезе. Еще более решительным оказался секретарь СНБО Алексей Данилов, который заявил, что после этих обстрелов Украина теперь точно не пойдет ни на какие переговоры с «российскими тварями».
Вообще интересен сам нарратив, который продвигают власти через эти обстрелы. Звучит он приблизительно так: Россия войну проигрывает и вымаливает хоть какие-то переговоры, вот и наносит в отчаянии удары по гражданский инфраструктуре, но Украина все равно не пойдет ни на какие контакты с врагом.
Позиция, в общем-то, понятная. В украинском обществе переговоры с РФ будут восприняты как «зрада».
Поэтому нет никакого плана «Б», кроме как продолжения войны до победного конца. Другое дело, что победный конец в этой войне во многом зависит от западной военной и финансовой поддержки, без которой Украине сложно будет вести длительное сопротивление. При этом поддержка союзников не всегда выглядит так, как будто они пытаются по полной вложиться в украинскую победу. Например, британский The Spectator пишет, что Штаты после просьбы КНР убедили Польшу не передавать ВСУ истребители МиГ-29. И это из последнего. Запад поддерживает конфликт в режиме «приемлемой эскалации».
С другой стороны, систематические удары по энергетической инфраструктуре Украины со стороны РФ очень мало похожи на то, что в Кремле во что бы то ни стало хотят переговоров. Максимум создается иллюзия для внешнего мира, что Россия не против урегулирования кризиса, но вот оппоненты категорически возражают. Но по конкретным телодвижениям пока что все выглядит как раз наоборот, и россияне начинают воевать так, как это делали американцы во время своего вторжения в Ирак. Монотонно происходит вывод из режима функциональности страны.
Соответственно, фронт и тыл уже не становятся единым механизмом. ВСУ живут на фронте сами по себе, и у них своя линия обеспечения. И есть тыл, который дезорганизован, а теперь еще и не может ежедневно смотреть успокоительные видео Арестовича, потому что в стране нет света.
При таких раскладах можно ожидать два базовых сценария. Первый - в Кремле идут по своему плану и после разбалансировки всей Украины готовятся к войне при новых вводных, где все будет уже по «иракским мотивам». С учетом того, что в РФ продолжаются мобилизационные мероприятия, есть вероятность увидеть новое большой наступление российской армии уже этой зимой.
И второй сценарий - между Кремлем и Белым домом согласованы некие параметры мирного компромисса, которые не устраивают Украину. Правда, Запад демонстративно и одномоментно не может прекратить поддержку Киева - это будет репутационно выглядеть очень нехорошо. Поэтому Россия последовательно выключает украинскую энергосистему, а американо-европейские друзья так же медленно сокращают военную и финансовую поддержку. Те же системы ПВО Украине массово никто так и не передает, что само по себе наталкивает на определенные размышления.
https://t.me/analitikaKT Не секрет, что ракетными ударами по украинской энергосистеме Путин пытается добиться мирных переговоров с Киевом. Тем не менее, шансы на мирные переговоры довольно минимальны, хоть в Кремле отказываются это признать. В США действительно есть определенные силы, настаивающие на мирных переговорах, но они в меньшинстве и не являются определяющими. Наоборот, Вашингтону выгоднее дальнейшее продолжение конфликта, ведущее к ослаблению России. Истинными бенефициарами войны до победного конца являются европейские страны, в первую очередь Англия, Польша и прибалтийские страны скунсы. И с этим Путин ничего не может поделать в виду своей крайне плохой репутации на Западе.
Разумеется, что Путин как не собирался, так и не собирается воевать по-настоящему воевать со своими "партнерами". Но каждый раз Киев принуждает его воевать, совершая различные теракты, как-то подрыв Крымского моста или атака на российскую военно-морскую базу в Севастополе. И Киев не собирается останавливаться, напротив, готовит новые диверсии и теракты, чтобы поднять моральный дух своего электората. Поэтому Путин будет вынужден как минимум не препятствовать нанесению ракетных ударов по энергосистеме Украины, а как максимум разрешить Лукашенко открыть второй фронт против Киева.