https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/058/290/original/BMP-13_.pdf Я читаю новости про дикую смертность от КОВИДА.
Я читаю новости про переполненные больницы.
И не понимаю. Вроде бы все в одной стране живем. Вроде бы и медицина у нас не худшего уровня. Так почему мы даем 15% всей мировой смертности от КОВИДа? Почему у нас переполнены все больницы?
В общем, по поводу смертности я уже писал много раз. Но таки повториться не грех. По поводу переполненности больниц, я думаю, что могу многое рассказать, основываясь на слухах и историях о том, как и кого госпитализировали (да-да, понимаю, что очень «достоверно»), а также на уже вполне достоверном документе - рекомендациях Минздрава для врачей по профилактике, диагностике и лечению COVID-19 (от 14 октября 2021 года)
https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/058/290/original/BMP-13_.pdf.
К сожалению, у нас нет данных статистики, кто лежит в больницах, какой пол, какой возраст, какая тяжесть, или, к примеру, какое гражданство. Нет статистики о том, кто умирает. Поэтому все, что мы имеем - это спорадически прорывающаяся информация от руководства регионов и от главврачей. К примеру, заявление Сергея Семеновича Собянина о том, что в Москве 86% жертв КОВИДа - люди старшего (65+) возраста - дает нам некоторые ориентиры. Но в остальном приходится опираться либо на слухи, либо на личные истории. И потом перепроверять их через официальные документы.
Такое вот долгое предисловие нужно было для того, чтобы сказать главное, на мой взгляд.
Итак. Я убежден, что переполненность больниц как раз и является основной причиной возросшей смертности. Увы, речь здесь не про Москву с ее высочайшим уровнем здравоохранения и квалификацией медперсонала. Речь идет в первую очередь о провинциальных больницах. Причины переполненности госпиталей две: людская паника (от КОВИДа умирает все больше, и об этом говорят из каждого угла), а также те самые рекомендации Минздрава.
Открываем их на 140 странице и читаем, кого рекомендуют госпитализировать:
«Пациенты, относящиеся к группе медицинского риска, находящиеся в состоянии легкой степени тяжести, если у них совпадают два критерия: сатурация БОЛЬШЕ или равна 95, температура МЕНЬШЕ 38 градусов, частота дыхательных движений меньше или равна 22».
Я не шучу - это цитата из рекомендаций. Сейчас, к примеру, у меня 36,6. Сатурация после нескольких сигарет вполне может быть и 95, а ЧДД - не исключаю, что меньше 22. Впрочем, последнее - уже не важно. То есть, по рекомендациям Минздрава, если вдруг у меня положительный тест ПЦР, меня нужно везти в больницу и класть на койки для пациентов средней тяжести.
Теперь дальше: «Пациенты, относящиеся к группе медицинского риска, находящиеся в состоянии средней тяжести госпитализируются к тяжелым, если у них есть два из четырех признаков: сатурация меньше 95, температура больше-равна 38, пневмония с поражением 25% по данным КТ и ЧДД больше 22. То есть, если человек болен с температурой 38 и с некоторыми проблемами с дыхалкой, то он загремит в больницу и займет там место, на котором должен лежать тяжелобольной пациент.
Кто же эти представители группы риска?
1. Все люди старшего возраста 65+ (около 37 млн человек)
2. С артериальной гипертензией (каждый третий в нашей стране)
3. С хронической сердечной недостаточностью (8 млн человек)
4. С онкологией (1,75 млн)
5. С гиперкоагуляцией (неизвестно)
6. С ДВСсиндромом (5 тыс)
7. С острым коронарным синдромом
8. С сахарным диабетом (6 млн человек по стране)
9. С циррозом печени (4 млн)
10. С ревматоидным артритом (300 тыс)
11. Пациенты на гемодиализе (40 тыс)
12. С иммунодефицитными состояниями (2,6 тыс)
Отмечу, что речь идет о цифрах людей с установленными диагнозами.
Какое число диагнозов пересекается, мне сказать трудно, но, полагаю, что уже из сказанного выше очевидно, что по показаниям в группу медицинского риска входит каждый второй взрослый гражданин России.
Помимо группы медицинского риска есть еще и группа социального риска. Это
1. Пациенты, проживающие в общежитии
2. Пациенты, проживающие в коммунальной квартире
3. Пациенты, проживающие в учреждениях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием
4. Пациенты, проживающие с лицами старше 65 лет,
5. Пациенты, проживающие с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем
6. Пациенты, не имеющие возможности находиться в отдельной комнате по месту пребывания
7. Иногородние пациенты, проходящие стационарное лечение в иных медицинских организациях при положительном результате теста на COVID-19
Число таких пациентов мне трудно даже примерно определить.
Теперь о новости из Симферополя, где «все больницы переполнены пациентами младше 18 лет».
Протокол госпитализации для пациентов, младше 18 крайне суров. Наличие ЛЮБОГО из перечисленных ниже критериев является причиной для госпитализации:
1. Температура больше 39.0 °C в день обращения или больше 38 °C в течение 5 дней
2. • Дыхательная недостаточность (наличие любого признака из нижеперечисленных симптомов респираторного дистресса): - тахипноэ: ЧДД у детей в возрасте до 1 года - более 50, от 1 до 5 лет - более 40, старше 5 лет - более 30 в мин; - одышка в покое или при беспокойстве ребенка; - участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания; - втяжения уступчивых мест грудной клетки при дыхании; - раздувание крыльев носа при дыхании; - кряхтящее или стонущее дыхание; - эпизоды апноэ; - кивательные движения головы, синхронные со вдохом; - дистанционные хрипы; - невозможность сосать/пить вследствие дыхательных нарушений; - акроцианоз или центральный цианоз;
3. Сатурация меньше 95%;
4. Тахикардия у детей в возрасте до 1 года - более 140, от 1 до 5 лет - более 130, старше 5 лет - более 120 ударов в мин.
5. Наличие геморрагической сыпи
6. Наличие любого из следующих экстренных и неотложных признаков: - судороги; - шок; - тяжелая дыхательная недостаточность; - тяжелое обезвоживание; - угнетение сознания (сонливость) или возбуждение;
7. Наличие одного из следующих тяжелых фоновых заболеваний: - иммунодефицитное состояние, в том числе лечение иммуносупрессивными препаратами; - онкологические и онкогематологические заболевания; - болезни с нарушениями системы свертывания крови; - врожденные и приобретенные пороки и заболевания сердца, в том числе нарушения ритма, кардиомиопатия; - врожденные и приобретенные хронические заболевания легких; - болезни эндокринной системы (сахарный диабет, ожирение); - болезни двигательного нейрона (боковой амиотрофический склероз, спинальная мышечная атрофия и другие); - хронические тяжелые болезни печени, почек, желудочно-кишечного тракта
8. Невозможность изоляции при проживании с лицами, относящими к группе риска
9. Отсутствие условий для лечения на дому или гарантий выполнения рекомендаций (общежитие, учреждения социального обеспечения, пункт временного размещения, социально неблагополучная семья, неблагоприятные социально-бытовые условия).
К чему я это пишу?
К тому, что на систему госпиталей оказывается чрезмерное и ненужное давление за счет тех пациентов, которым в больнице делать нечего.
К примеру, краем уха я слышал, что в некоторых больницах треть пациентов - мигранты. А как иначе, если они все живут в общежитиях? По протоколу - все они должны лежать в больнице, занимая койки II категории в ковидарии.
На днях знакомый рассказал, что его коллегу увезли в больницу через две недели после лечения на дому, когда ее температура составляла уже 37 градусов, и жалоб не было уже почти никаких.
Гипотетическая ситуация: старушка 75 лет, проживающая в провинциальном городке, больная с легким КОВИДом и температурой 36,8 должна быть уложена в ковидарий. Зачем? Почему? Учитывая, что мест нет, эту прекрасно чувствующую себя старушку кладут в коридоре, где она под сквозняком подхватывает еще кучу болячек и прощается с этим светом. Напомню, что в лучшей больнице типа Коммунарки в начале года, по словам Проценко, было две трети смертей от внутрибольничной инфекции. А, по словам Собянина, опять же напомню, даже в Москве 86% смертей приходится на представителей старшего поколения.
Что касается детей, то из приведенных выше 9 пунктов вполне логично следует, что забрать в больницу можно почти любого ребенка, у которого показан позитивный ПЦР. И, кстати, я понимаю родителей, которые на это легко идут. Помню сам, как носил на руках тяжело дышавшего годовалого сына с температурой 40 и ждал, пока подействует панадол. Помню ощущения от этого. Да и потом температурил он не один раз. И с внучкой такая же история. По сегодняшним делам все это отягчается еще и КОВИДом и страхами.
Все понимаю.
Но при этом совершенно не согласен с тем, когда в больницы тащат даже группы риска, но не соответствующие понятию тяжелое заболевание.
Для тяжелого заболевания есть четкое описание (соответствие 2 критериям из 3): SpO2 ≤ 93%; T ≥ 39 °C; ЧДД ≥ 30.
Убежден, что как только этот критерий при госпитализации будет соблюдаться, в том числе и к группам риска (пусть не всем, пусть людей с коронаркой и ВИЧем таки кладут), мы тут же лишимся вопроса с переполненностью больниц.
Полагаю, что и смертность пойдет вниз. Ведь, значительная ее часть, как я уже говорил, обусловлена тем, что в больницы кладут людей с сильно ослабленным иммунитетом (старики и с кучей болячек), но со слабыми симптомами КОВИДа, которые они вполне могли бы переболеть дома. И именно эти люди и составляют главный костяк тех, кто впоследствии подхватывает внутрибольничную инфекцию и умирает.
Также у меня есть грандиозное желание увидеть статистику смертности в больницах от КОВИДа. Слов великого мэра Москвы (спасибо ему за эти данные) конечно, мне хватило для многого. Но качественная и ответственная статистика о причинах смертности КОВИД больных, их возрасте, сопутствующих или основных заболеваниях, гражданстве итд, безусловно, позволили бы куда лучше анализировать ситуацию, не пользуясь непроверенными слухами и не строя догадки.
Это тем более важно, что таковые данные быть обязаны в каждой больницы. Ведь, в соответствии все с теми же требованиями Минздрава, ОТМЕНА ВСКРЫТИЯ УМЕРШЕГО ОТ КОВИДА НЕ ДОПУСКАЕТСЯ (стр 127). То есть, все данные о смертности и ее причин - просто обязаны быть у каждого региона и у самого Минздрава.
P.S. вот еще вопрос по живущим в общежитии мигрантам. Почему их нельзя в карантин в отдельную комнату в общаге выселять?
Источник