По домам их узнаете их. РПЦ сможет претендовать и на светские здания

Jul 04, 2021 23:34



Российские религиозные организации смогут потребовать себе не только здания бывших храмов, но и «светских» помещений. В начале июля Путин подписал соответствующие поправки к закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Поправки расширили перечень «недвижимости религиозного назначения»: туда включены объекты, построенные для «благотворительной и социальной деятельности» религиозных организаций - например, здания бывших богаделен или сиротских приютов. Эксперты считают, что главным выгодоприобретателем поправок стала РПЦ.

Закон был изменен благодаря постановлению Конституционного суда и «альтернативным» православным (в РПЦ их считают сектантами, но ряд экспертов причисляют к новым религиозным движениям). Община Православной церкви Божией Матери Державная в середине 1990-х получила от тверских властей здание котельной, отремонтировала его и использовала как место богослужений, а в 2020 году была выселена оттуда чиновниками. Суды первой инстанции указали «богородичникам», что закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» касается помещений, изначально построенных для богослужений. А вот КС встал на сторону истцов и заявил о необходимости пересмотреть определение имущества религиозного назначения, которое передается властями религиозным организациям. По мнению КС, к такому имуществу следует относить и «гражданские» объекты (см. “Ъ” от 19 ноября 2020 года). Правительство подготовило соответствующий законопроект, куда по инициативе Русской православной церкви была добавлена поправка о расширении списка «недвижимого имущества религиозного назначения, подлежащего передаче религиозным организациям из публичной собственности».

«В перечень включены объекты, построенные для осуществления благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций или ее материального и иного обеспечения. Это, например, здания бывших церковных богаделен, сиротских приютов»,- рассказала “Ъ” руководитель юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега). По ее словам, религиозные организации не могли безвозмездно получить эти объекты в собственность даже через суд.

Теперь появилась возможность получать их во внесудебном порядке - путем подачи заявлений в государственный или муниципальный орган»,- пояснила игумения.

Также к имуществу религиозного назначения теперь отнесены «объекты недвижимости, построенные для материального обеспечения богослужебной или монастырской жизнедеятельности». А значит, бывшие доходные и торговые дома приходов и монастырей могут безвозмездно передаваться в собственность или пользование религиозных организаций. «Как правило, такие объекты удавалось получить только через суд, где приходилось доказывать их религиозное назначение,- говорит матушка Ксения.- Судебная практика при этом складывалась неоднозначно. В частности, в ряде случаев суды занимали позицию о недопустимости передачи таких объектов религиозным организациям, поскольку они построены для целей получения дохода». Довод, что монастырские доходные дома строились в целях материального обеспечения жизнедеятельности приходов и обителей, не всегда принимался во внимание судами - и теперь «поправки поставили точку в этом споре».

При этом закон вовсе не обязывает использовать полученные здания по их историческому назначению. «Объекты передаются религиозной организации для использования в соответствии с целями деятельности, определенными ее уставом,- пояснили “Ъ” в РПЦ.- В том числе под реализацию социальных, благотворительных или культурно-просветительских проектов».

Напомним, что за последние годы РПЦ отсудила несколько зданий - в частности, помещения бывшего доходного дома Страстного женского монастыря, находящиеся на Пушкинской площади в Москве. По словам игумении, «помещения будут использованы под размещение музея этой старинной московской обители, которая была стерта с лица земли в роковой 1937 год».

Поправки поддержали представители и других религиозных организаций. «Если это возможно, нужно исправлять ошибки прошлого,- считает член правления Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас.- Новые поправки это еще не реституция, но верный шаг в правильном направлении». Протестанты попробуют воспользоваться поправками, но господин Бендас сомневается, что государство захочет применить закон в их случае.

«Закон об имуществе религиозного назначения затрагивает православных, мусульман, католиков, лютеран, баптистов, иудеев. Но в массовом масштабе он касался только РПЦ, которая и лоббировала поправки», - считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. По его мнению, передача церкви бывших зданий, где велась социальная и благотворительная работа, «вполне естественна». «Возвращение РПЦ доходных домов не так бесспорно, но патриархия и не сможет претендовать на все исторические здания такого рода,- уверен эксперт.- Епархии просто не смогут такие дома содержать и самостоятельно реставрировать».

ОТСЮДА

Конституционный суд, церковь, недвижимость

Previous post Next post
Up