Аукционы российских гособлигаций в среду прошли с аншлагом. В сумме на три размещения инвесторы принесли 242 млрд рублей - всего на 2 млрд меньше исторического рекорда, установленного в январе.
Минфину удалось привлечь в бюджет 162 млрд рублей, показав второй по величине результат за всю историю рынка.
Хитом продаж стали 5-летние ОФЗ 26234. Собрав заявки на 166,7 млрд рублей, Минфин разметил бумаги на 100,8 млрд рублей, что, впрочем, потребовало премии к рынку: доходность по цене отсечения составила 5,1% годовых и на 4 базисных пункта превысила уровни закрытия торгов во вторник.
На втором аукционе Минфин продал 10-летние ОФЗ 26228 на 50,27 млрд рублей при спросе 59,3 млрд, на третьем - инфляционные ОФЗ 52002 на 10,87 млрд рублей.
Всплеск спроса на аукционах связан с «попытками подкупить бумаги в преддверии знакового заседания Банка России», отмечает аналитик Росбанка Евгений Кошелев. Инвесторы ждут от ЦБ резкого снижения ключевой ставки шагом вплоть до 100 базисных пунктов. Агрессивное смягчение до 4,5% годовых по итогам заседания прогнозируют большинство экономистов, опрошенных Bloomberg и Reuters.
Существенную поддержку ОФЗ оказывают локальные банки, которые полагаются на возможность использования годового РЕПО от ЦБ, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. 22 июня центробанк проведет первый аукцион новой серии, в рамках которой банки смогут получить кредиты под залог госбумаг.
Это позволит ЦБ профинансировать дефицит бюджета «печатным станком» и одновременно открыть банкам возможность заработать. «Инструмент создает потенциальный «долговой рычаг» для получения положительного кэрри в средне- и долгосрочных бумагах», - говорит Кошелев.
Например, 10-летние ОФЗ дают доходность в 5,57% годовых, а кредиты ЦБ будут стоить ключевую ставку + 25 б.п. Таким образом, купив бумаги и впоследствии заложив их банки смогут получить процентную разницу, при условии, что ЦБ снизит ключевую ставку.
Дешевые деньги нужны бюджету, доходы которого в мае рухнули на 43%, и экономике, переживающей самую тяжелую рецессию с 1990-х. Но «более низкие уровни ключевой ставки могут усилить отток капитала», говорит Порывай: это главный фактор, сдерживающий ЦБ от более сильного смягчения.
ОТСЮДА