В бой с COVID-19 идут старики

May 10, 2020 16:25



Власти сообщают о заражении коронавирусной инфекцией в домах престарелых и интернатах 16 регионов России. Эксперты же утверждают, что заражены практически все учреждения соцзащиты, просто большинство региональных руководителей предпочитает такую информацию скрывать.

«Умирают и от ковида, и от сопутствующих заболеваний»

С каждым днем все больше интернатов и домов престарелых заражается коронавирусной инфекцией. 23 апреля замглавы Минтруда Ольга Баталина сообщила, что коронавирусной инфекцией заражены интернаты в 16 регионах. В начале мая, по данным благотворительного фонда «Старость в радость», 20 регионов подтвердили заражение COVID-19 в стационарных учреждениях соцзащиты. По словам директора фонда Елизаветы Олескиной, вирус проникает в учреждения двумя путями: когда его приносит сотрудник, который живет дома, пользуется магазинами и общественным транспортом, или когда житель интерната возвращается туда из больницы. Чтобы минимизировать риски, фонд разработал инструкцию, в которой советует учреждениям, где вируса еще нет, уходить на превентивную изоляцию с организацией работы персонала вахтовым методом по 2 недели. Однако 100% защиты от вируса не существует, заражения будут происходить, как это уже случилось в Европе, и в таких условиях важно тестировать людей и как можно быстрее реагировать на вспышку.

В начале мая в фонд «Старость в радость» обратились несколько учреждений Московской области с просьбой протестировать жителей интернатов, которые стали болеть и попадать в больницы. Фонд при поддержке лаборатории «Хеликс» помог провести тестирование в четырех областных учреждениях соцзащиты. В некоторых интернатах подтвердились единичные случаи заражения, а в Клинском доме престарелых оказалось более 100 положительных тестов у жителей и сотрудников.

То есть во многих интернатах Подмосковья уже есть COVID-19,- говорит Елизавета Олескина.- Сейчас нужно приложить большие усилия, начиная с дезинфекции, которую лучше всего провести силами военных медиков. Почему наши военные медики делали это в Европе, но не делают у нас под боком?»

Другой важной задачей, по мнению эксперта, является поиск дополнительного персонала в интернаты.

Первым официально заразившимся учреждением соцзащиты в России стал дом престарелых в Вязьме. В субботу, 11 апреля, стало известно, что коронавирусной инфекцией болен заведующий отделением милосердия, симптомы есть у медсестер и санитарок. Последующее тестирование выявило COVID-19 у 86 жителей и сотрудников интерната. Елизавета Олескина рассказала об этом в Facebook, потому что, по ее мнению, главное при пандемии - говорить о возникающих случаях заражения как можно раньше. Фонд «Старость в радость» работает с Вяземским домом престарелых 10 лет, и это один из интернатов, в который фонд на протяжении нескольких лет нанимал дополнительный персонал по уходу. Благодаря оперативной информации, общественному резонансу, быстро подключившимся к решению проблем Минтруду, местным властям и спонсорам фонда в Вязьме удалось достаточно быстро принять необходимые меры: больных сотрудников изолировали дома или госпитализировали, отряд химзащиты МЧС провел в учреждении дезинфекцию, интернат закрыли на карантин вместе с персоналом, а власти провели тестирование в городе среди граждан, контактировавших с зараженными. Еду в интернат привозят в одноразовой посуде и передают бесконтактно.

Организация «чистой» и «грязной» зон и фильтрационного шлюза, разделяющего эти зоны,- одно из важнейших правил в борьбе с инфекцией при эпидемии. «Международные и российские рекомендации, как правильно организовывать работу, есть сейчас и у МЧС, и у военных, и у медицинских служб,- говорит Олескина,- но в наших российских интернатах сделать это силами самих учреждений невозможно. Для этого нужны знания и подготовка, а если это надо сделать за считанные часы в реальных условиях наших домов престарелых или ПНИ, то справиться могут только профессионалы. Поэтому важно вовремя просить такую помощь».

По словам Олескиной, самая большая проблема интернатов в период пандемии - острая нехватка персонала. Часть сотрудников болеет, часть - старше 65 лет - находится на самоизоляции, многие увольняются. Вяземскому интернату, можно сказать, повезло. Там, помимо основного персонала работает 19 помощников по уходу, нанятых фондом, а с начала эпидемии фонд стал нанимать туда дополнительных сотрудников - врачей, медсестер, помощников по уходу. Поэтому даже с учетом заболевших работников рук хватило. «Когда в Вяземском интернате заболело сразу много сотрудников, мы поняли, что пожилые люди могут лишиться того ухода, который был до сих пор,- объясняет важность дополнительного персонала Елизавета Олескина.- Мы знаем по опыту Испании, что в тех учреждениях, где персонал заболел или запаниковал и не вышел на работу, пожилые стали умирать массово. Поэтому в Вязьме мы сначала привлекли помощников по уходу, которые не были в штате учреждения, но работали в интернате от нашего фонда много лет, а когда и их стало недостаточно, мы стали искать людей через местную епархию, обращаться в медучилища. Область помогала, как могла».

Достаточное количество подготовленного персонала - это уже половина успеха, утверждает директор фонда «Старость в радость»: «Опыт Вязьмы, а теперь уже опыт еще более 20 учреждений в стране, в которых мы тоже подключились к "тушению пожара", показывает, к чему надо готовиться всем нашим интернатам. Надо заранее понимать, что даже если поначалу персонала в учреждении достаточно, то в момент вспышки инфекции его не хватит. Люди будут заболевать, кто-то не сможет или не захочет работать в "чумном бараке", а значит, на одно учреждение нужно подготовить 3-4 смены сотрудников».



Пандемия обнажила именно те проблемы в уходе за людьми в интернатах и на дому, которые давно нужно было решать, считает Елизавета Олескина: «У нас миллионы людей, которые в силу возраста и болезней нуждаются в посторонней помощи. Этой помощи не хватало до пандемии, а сейчас самоизоляция на дому и карантин в учреждениях привели к тому, что даже той небольшой базовой помощи люди фактически лишены». По ее словам, без патронажного ухода состояние людей пожилого возраста ухудшается, обостряются хронические болезни, и люди умирают даже без инфекции. «Эти смерти - такие же потери от эпидемии, как и те, что непосредственно вызваны коронавирусной инфекцией,- говорит Олескина.- С самого начала пандемии мы выступали за то, чтобы в стране была принята система поддержки для работников соцзащиты - аналогичная мерам, принятым для поддержки медиков. Иначе - коллапс. Минтруд направил соответствующие рекомендации в регионы, но не везде они выполнимы. По 442-му федеральному закону все финансовые обязательства по обеспечению соцзащиты лежат на регионах. А где дотационные регионы смогут найти сейчас деньги на повышение оплаты труда сотрудников соцзащиты и дополнительный наем нового персонала? Это нереалистично. Поэтому мы всеми силами пытались пробиться с идеей федеральной поддержки. В результате на встрече НКО с президентом нам удалось об этом поговорить, и уже есть поручение президента о федеральных мерах поддержки. Вопросов теперь два: на сколько хватит и региональных, и федеральных средств и на что они будут потрачены?»

Пока государственная машина раскачивается, а поручения президента «прорабатываются», несколько спонсоров переводят фонду средства, на которые «Старость в радость» ищет дополнительный персонал в интернаты, где уже есть вспышки инфекции и сотрудников не хватает.

«Половину этих денег мы уже использовали для нескольких регионов: Смоленской области, Мордовии, Забайкалья, Курской, Тамбовской, Калужской, Саратовской, Самарской, Пензенской, Брянской областей, Ставропольского края,- перечисляет директор фонда,- а сейчас готовимся помогать Подмосковью». По ее словам, зарплаты, особенно в дотационных регионах, маленькие, а люди, которые идут в изоляцию в интернат на две недели, рискуют собственным здоровьем, благополучием своей семьи, а еще «у всех огороды, сезон начался, и эти люди не посадят овощи, не сделают запасы на зиму, значит, надо их как-то поддержать». По сути, благотворительный фонд взял на себя финансовые обязательства государства, но уже к концу месяца деньги спонсоров закончатся, а пандемия - нет, ведь во многих регионах только начинают массово болеть. Олескина надеется, что государство подключится к решению кадровой проблемы - и к поиску дополнительных сотрудников, и к стимулирующим выплатам. «Для поиска новых сотрудников на период пандемии государство должно привлекать медиков, военных, МЧС, студентов, чтобы набирать вторую, третью, четвертую смену, ведь проблемы с персоналом не закончатся быстро,- считает директор фонда "Старость в радость".- Нужны люди, умеющие именно ухаживать за пожилыми людьми и молодыми инвалидами, которые даже без вируса имеют тяжелые хронические заболевания».

ОТСЮДА

старость, эпидемия

Previous post Next post
Up