Коронавирусная сага: США VS КНР или Мир в поисках виноватого

Apr 27, 2020 13:22



Пандемия однажды все-таки кончится, и кому-то придется ответит за случившееся. В США уже сейчас уверены, что отвечать должен Китай. Как коронавирус стал частью большой политической игры, и где в этой игре место России?

В минувший уикенд онлайн-саммит G20 был в последний момент отложен из-за ссоры между США и Китаем вокруг роли ВОЗ в пандемии. После чего второй штат США, Миссисипи, вслед за Миссури объявил о намерении подать «вирусный» иск на власти КНР, а Федеральная комиссия по связи (FCC) запустила процесс отзыва лицензий на работу на территории Соединенных Штатов у четырех китайских государственных телекоммуникационных компаний. Наконец, Washington Post призвала Пекин провести честное и прозрачное расследование - с участием иностранных экспертов - обстоятельств первого заражения человека коронавирусом нового типа. В поддержку этого призыва - дабы избежать дальнейшего распространения конспирологических теорий (а появилась версия и о «российском следе») на этот счет - высказались лидеры западных стран…

В общем, новые страницы в вырастающую на наших глазах эпическую сагу «Covid-19: кто виноват и что делать?» вписываются ежедневно, если не ежечасно, и конца этому не видно. И это все на фоне растущей неприязни китайцев и американцев друг к другу: так, последний опрос в США показал, что девять из десяти американцев считают Китай угрозой, а две третьих - главной угрозой,

Скрытые мины с неясной начинкой

Американцы и их союзники напористо продвигают в своих странах и на международной арене идею ответственности властей КНР за возникновение пандемии. Пекину выдвинута куча претензий: мол, информация о новом коронавирусе поначалу замалчивалась, предостережение миру о возможной вспышке пандемии последовало с запозданием, Китай не допускает иностранных экспертов к своим базам данных, прежде всего в Уханьском институте вирусологии, цензурирует результаты исследований, посвященных происхождению COVID-19.

Доверие к Пекину подорвано, и восстановить его последнему будет очень непросто.

Главным закоперщиком обвинительной кампании, естественно, выступает администрация Белого дома во главе с Дональдом Трампом, а противостоит ей администрация Чжуннаньхая во главе с Си Цзиньпином. На кону для Трампа - переизбрание на второй срок на предстоящих в ноябре этого года президентских выборах, на кону для Си - переизбрание на третий пятилетний срок на следующем съезде КПК осенью 2022 года.

Для Трампа удержаться у власти внешне более сложная задача, нежели для председателя Си, однако и положение последнего выглядит сейчас не столь прочно, как два года назад, когда китайский парламент принял решение изъять в Конституции КНР параграф об ограничении двумя сроками пребывание одного человека на посту главы государства.

Позиции Си Цзиньпина - не такие уж незыблемые, под ними - мины замедленного действия, о начинке которых можно только отчасти догадываться. Возможно, самая большая мина - это пошатнувшаяся вера в осуществимость «мечты о возрождении великой китайской нации». Эту цель провозгласил в 2012 году Си Цзиньпин, пояснив, что она подразумевает превращение Китая к 2049 году в «богатое и могущественное, демократическое и цивилизованное, гармоничное и современное социалистическое государство».

Но если в 2049 году спросить с кого-то из нынешних лидеров КНР вряд ли удастся, то за выполнение совсем уже близкой задачи - построения к столетней годовщине КПК в 2021 году «общества средней зажиточности» с Си Цзиньпина как раз вполне могут спросить. Тем более, что на минувшей неделе Си в ходе инспекционной поездки в один из беднейших уездов далеко не самой развитой китайской провинции Шэньси пообещал эту задачу выполнить, и вновь подтвердил неизменность установки на полное искоренение бедности в стране (а это касается, по разным оценкам, от 16 до 30 млн. чел.) к концу текущего года.

Торговая и технологическая войны продолжатся

Однако вовсе не факт, что с конца марта «перезапуск» китайской экономики позволит выйти к концу года на положительные значения роста ВВП, без чего китайским властям выполнить обещанное будет весьма сложно. И вряд ли в этом Си Цзиньпину будут помогать администрация США и американский бизнес, которые все более настраиваются на сокращение деловых связей с КНР.

В общем, торговая и технологическая войны между двумя экономическими сверхдержавами продолжатся, так что в сочетании с ростом политической - а в последние дни и военно-политической (вокруг спорных акваторий Южно-Китайского моря) - напряженности рассчитывать на возврат к business as usual не приходится. Да и вообще, в американской политической и деловой элитах созрела мысль о возможном начале экономического «развода» с Китаем, включая вывод оттуда - например в Мексику - лицензированных производств американских комплектующих и сокращение кооперационных цепочек.

Как это скажется на позициях Си Цзиньпина - большой вопрос.

ОТСЮДА

В главе «Кто виноват?» коронавирусной саги весомо знаковой - но почти не замеченной в России - «страницей» стала новость от 22 апреля о первых результатах начавшегося в калифорнийском округе Санта-Клара официального расследования причин случаев смертей последних месяцев, вызванных пневмонией. Так вот, вскрытие тел двух жителей (а разрешение на эту процедуру было получено далеко не сразу) одноимённого города Санта-Клара, умерших скоропостижно и без видимых на то причин 6 и 17 февраля, показало, что эти двое были заражены коронавирусом COVID-19. До этого считалось, что первая зафиксированная смерть от COVID-19 в США была 29 февраля в находящемся неподалеку от Сиэтла городе Кирклэнд, штат Вашингтон.

«The New York Times» назвала эту новость «поразительной», «переписывающей всю историю первоначального периода эпидемии в США». То есть стало ясно, что первые инфицированные в США появились ещё в январе, а возможно, предположила мэр Санта-Клары, и в декабре. В свете сделанных «открытий» местные эпидемиологи считают, что количество реально инфицированных в округе может оказаться на порядки выше, чем считается сейчас.

США, торговые войны, эпидемия, Китай

Previous post Next post
Up