Корюковская трагедия - массовое убийство мирного населения посёлка Корюковка Черниговской области, совершённое 1-2 марта 1943 года отрядами СС, украинской вспомогательной полицией и солдатами венгерской 105-й легкой дивизии генерал-лейтенанта Золтана Йогана Алдя-Папа. В результате карательной акции погибло около 6700 человек, что в несколько раз больше известных массовых убийств в белорусской Хатыни, чешском Лидице и французском Орадуре и делает её самой масштабной во Второй мировой войне.
Партизанская акция по освобождению заложников-смертников
В окрестностях оккупированной Корюковки с сентября 1941 года зародилось организованное партизанское движение, которое возглавил Алексей Фёдоров, будущий командир Черниговско-Волынского партизанского соединения, дважды Герой Советского Союза. Население городка поддерживало активную связь с партизанским движением. В феврале 1943 года партизаны Фёдорова вернулись на Черниговщину с Брянщины и разместились в лесах на Каменском хуторе. В ответ на сбор продуктов по сёлам, оккупанты сожгли ряд населённых пунктов и арестовали членов семей партизан. Десятки женщин и детей ожидали казни. В отсутствие Фёдорова, который пребывал в Москве, командир взвода Феодосий Ступак решил освободить заложников, в числе которых были двое его сыновей 12 и 13 лет, которые после расстрела матери также ожидали смерти. В ночь на 27 февраля партизаны разгромили гарнизон Корюковки, который состоял главным образом из венгерских солдат. Было освобождено 97 заложников, совершены диверсии на железнодорожной станции, подорваны мастерские, склад горючего.
Карательная акция
Утром 1 марта карательный отряд окружил деревню и принялся истреблять мирное население. Под предлогом проверки документов людей сгоняли в клубы, школы и церкви, после чего партиями по 50-100 человек расстреливали, невзирая на пол и возраст. 2 марта забитые трупами дома начали поджигать, но убийства продолжались. Каратели прочёсывали деревню, хватали людей и живьём бросали в горящие избы. К концу дня 2 марта Корюковка почти полностью сгорела.
Уцелевшие корюковчане спрятались или бежали в лес. Часть из них, в основном пожилые люди, через несколько дней вернулись. Но 9 марта каратели снова появились. Старых выгнали из домов, завели в сарай, облили керосином и сожгли. Людей затолкали на заводе в печь для обжига кирпича и подожгли. Как показало расследование и экспертизы областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Корюковке, за два дня оккупанты и их помощники-полицаи зверски уничтожили по меньшей мере 6700 человек, причём 5612 тел остались неопознанными.
Судмедэксперты установили, что смерть была причинена «путём расстрела из автомата, расстрела из станкового пулемёта, физического насилия тупым оружием с раздроблением костей черепа и позвоночного столба в шейной области, сжиганием живых людей». Из 1300 зданий уцелело десять.
Согласно официальным данным, в начале 1943 года соединение первого секретаря Черниговского обкома КП(б)У, Героя Советского Союза А. Фёдорова насчитывало 12 отрядов общей численностью 5,5 тысяч бойцов, большинство из них базировалась неподалёку от Корюковки, в соседних сёлах.
Черниговские историки С. Павленко и С. Бутко считают, что партизаны могли спасти хотя бы часть жителей Корюковки от смерти, однако умышленно не сделали этого. По расчётам историков, количество гитлеровцев, командированных на «акцию возмездия», составляло примерно 300-500 человек. «Не было команды. Мы только наблюдали», - говорил после войны один из партизан.
ОТСЮДА Странно: многочисленные приказы высшего военного руководства ориентировали партизан на совершение диверсий и уничтожение живой силы противника, однако нет ни одного документа, где указывалось бы на необходимость защищать мирное население. Можно только догадываться, что, провоцируя гитлеровцев на массовые расправы, партизаны действительно выполняли директиву Москвы: «Поднимать народ на борьбу против оккупантов».
Гитлер, со своей стороны, считал, что партизанская война позволяет выявлять «нежелательные элементы», которые следует уничтожить. Согласно планам рейхсфюрера СС Гиммлера, количество славянского населения должно было уменьшиться до 30 миллионов.
Самого А. Федорова теми трагическими днями в Корюковке не было, он прилетит из Москвы в ночь на 5 марта. В мемуарах командира находим упоминание о тех событиях: «Рассказали друзья и о выдающихся боевых операциях, проведенных в наше отсутствие. Интересным и удачным был налет на Корюковский гарнизон. Не забыли наши партизаны этот городок».
Вот так! И ни слова о трагедии с 7-ю тысячами смертей, будто ее и не было.
«Ни одна карательная операция гитлеровцев не прерывалась партизанами, так как было выгодно, чтобы происходило больше зверств со стороны немцев, - говорит Сергей Бутко. - Все знали, что немецкие оккупанты за каждого убитого солдата расстреливают до 100 человек, и этому приказу они неотступно следовали. А подпольщики и партизаны, убив немца, даже не прикапывали труп.»
Никогда во время войны партизаны не спасали крестьян, такая была советская политика, потому что зверства гитлеровцев Сталин наоборот приветствовал, так как считал, что это поднимает народ на борьбу с немцами. «В тылу немецких войск уничтожать и сжигать дотла все населенные пункты ... Использовать для этого авиацию, артиллерию, минометный огонь, команды разведчиков, лыжников, партизанские диверсионные группы», - говорилось в секретном приказе Ставки Верховного Главнокомандования.
Сталин с Гитлером совместно уничтожали мирное население, они оба являются военными преступниками. «Типичной причиной карательных акций со стороны немцев были спецоперации партизан. Иногда их можно оправдать, однако часто такие действия совершали с провокационной целью, чтобы показать отталкивающее лицо оккупантов.»
Почему центром почитания мирных жертв войны стала Хатынь, а не Корюковка?
Интересно, что в иностранных источниках информация о Хатыни подается с оговоркой: не путать с Катынью Смоленской области России. Конечно, это уточнение не каждый имеет в виду, потому Хатынь с Катынью обречены на взаимное нивелирование. Не исключено, что советские идеологи подняли на щит Хатынь, чтобы хоть как-то замаскировать свое, гораздо более страшное, преступление под селом на Смоленщине с созвучным названием.
ОТСЮДА