Что построено в России при Путине

Mar 05, 2018 11:24

При Путине России удивительно, фантастически повезло. Внешнеторговая конъюнктура широко улыбнулась нефтезависимой сверхдержаве, и мировые цены на нефть выросли с 28,5 долл./барр. в 2000 году до 102 долл./барр. в среднем за 2010-2014 годы. И даже сейчас, несмотря ни на что, они более чем вдвое выше средних значений 18-летней давности.

А если учесть сопоставимое удорожание газа, металлов, другого сырья, то невозможно не признать: Россия получила колоссальный бонус от мировых рынков. Его было вполне достаточно, чтобы превратить страну если не в очередной Китай, то хотя бы в новые Эмираты, заложив основы для экономического подъёма на несколько десятилетий вперёд.



Это не самый полный перечень, есть и более пространные. На популярных в некоторых кругах РуЭксперте имеется большой список путинских строек.

Правда, по многим свежим проектам информация, мягко говоря, устарела. Например, строительство Калининградского автокластера де-факто заморожено до лучших времён, а действующее производство работает на треть от возможного. Китайская компания Lifan, изначально планировавшая начать полноценный выпуск автомобилей на заводе в Липецкой области в прошлом году и построить для этого новый завод, теперь ограничится небольшим сборочным цехом. И такие корректировки за пределами сырьевого сектора встречаются сплошь и рядом. Обрабатывающая промышленность чувствует себя золушкой.

Да и у сырьевиков не всё гладко. «Газпром», крупнейшая монополия страны, за все эти годы построила или всё ещё строит несколько впечатляющих трубопроводов, но в то же время добыла в 2017 году газа меньше, чем в 1999-м: 472 млрд м3против 545 млрд м3. «Роснефть», которая собрала все возможные нефтяные активы, от ЮКОСа до «Итеры», купила в 2013 году ТНК-ВР за 55 млрд долл., но сама сейчас оценивается лишь около 53 млрд долл. И если продолжить речь о госкомпаниях, то ВЭБ, главный «институт развития», - всё ещё потенциальный банкрот, а «Ростехнологии» - ничто без военных заказов, истощающих бюджет.

Вернёмся к стройкам, однако. Транспортная инфраструктура в России развивается, но черепашьими темпами. Например автодорог в 2017 году строилось 2,4 тыс. км в год - почти в 3 раза меньше, чем в 2000-м., а в 2014-2016 гг. эти показатели были ещё ниже. Высокоскоростные железнодорожные магистрали по большей части остаются бумажными проектами. Развиваются разве что трубопроводы, порты, а также прочие объекты экспортной инфраструктуры. И несколько реализованных мегастроек, от сочинских олимпийских объектов до стадионов к ЧМ-2018, служат памятниками расточительства прекрасной эпохи.

По сути, великие путинские стройки последних 18 лет либо обслуживали потребности сырьевых экспортёров, либо удовлетворяли амбиции высшего руководства страны. В том числе - оружейные: российский ВПК получил более триллиона долларов, на которые изготовил красивые макеты и снял впечатляющие мультики. Во всём остальном огромный конъюнктурный бонус ушёл, как вода в песок.

Источник

деградация, экономика, Путин вор, строительство

Previous post Next post
Up