Еврейство Андропова
Доктор юридических наук, писатель Лев Симкин задал доктору исторических наук, исследователю советской политики и национальных отношений Геннадию Костырченко давно мучившие его еврейские вопросы: готовил ли Сталин депортацию, просили ли евреи выслать их в Сибирь, за что убили Михоэлса, почему евреи Андропов и Примаков активно действовали против своих соплеменников, был ли антисемитом Солженицын и кто мешал Брежневу открыть еврейские школы и театры Открыв дореволюционные справочники «Вся Москва» за 1914-16 годы, я увидел, что матушка Андропова - Евгения Флекенштейн, дочь владельца ювелирно-часового магазина на Большой Лубянке - значится преподавательницей музыки одной из гимназий. В результате возник рой вопросов: почему Андропов писал в официальной автобиографии, что родился в 1914 году на кавказской железнодорожной станции Нагутская, если его мать в это время жила и работала в Москве? Почему она фигурирует в указанных телефонно-адресных книгах под девичьей фамилией, и означает ли это, что будущий генсек, который при рождении получил имя Григорий, появился на свет вне брака, то есть был незаконнорожденным? И, наконец, являлся ли его биологическим отцом железнодорожный служащий Владимир Андропов, чью фамилию Евгения Флекенштейн стала носить где-то с конца 1916 - начала 1917 годов?
Примерно тогда же семейство Андроповых выехало из Москвы в Ростов-на-Дону, где благодаря стараниям родственников его глава получил назначение на железнодорожную станцию, которой была, кстати, не Нагутская, а Беслан. Окончив школу в Моздоке, Григорий, уже ставший Юрием, видимо, всерьез задумался о будущей карьере и стал дистанцироваться от семьи, явно мешавшей эту карьеру выстраивать. Очевидно, поэтому в 1932 году он выехал в далекий Рыбинск, где поступил в речной техникум. Там Андропов начал расти по комсомольской линии и разорвал все связи с родственниками. Тем не менее при избрании его в конце 1938 года первым секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ вскрылось буржуазное купеческое происхождение. Была создана комиссия, которая начала расследование. Ее члены ездили в Москву, разговаривали с бабушкой Андропова, и та всё рассказала о детских годах Григория. Казалось, что его карьере грозит неминуемый крах. Но за Юру вступился первый секретарь Ярославского обкома партии Патоличев и замял андроповское персональное дело.
Дабы обезопасить себя от новых разбирательств, Андропов стал решительно рвать всё, что связывало его с прошлой жизнью. Получив в 1940 году назначение в Петрозаводск в качестве первого секретаря ЦК карело-финского комсомола, он оставил жену и двоих детей в Ярославле, а на новом месте заключил второй брак. После чего ему уже ничто не могло помешать в конструировании «правильной» биографии, которая не имела бы никакого отношения к евреям.
- Еврейские корни Андропова как-то влияли на его политику?
- Думается, необходимость их скрыть заставляла Андропова демонстрировать повышенное рвение в борьбе с диссидентством и сионистским движением. Во всяком случае, именно он создал в структуре КГБ Пятое управление, знаменитую «Пятку». Самолично решал, кого из отказников отпустить в Израиль, а кого нет, допрашивал Петра Якира, других диссидентов.
А когда в 70-х представители условной «Русской партии» стали выяснять, какого он роду-племени, и отправились на его вроде бы малую родину - Ставрополье, Андропов занервничал и развернул борьбу с так называемыми «руситами».
Немало беспокойства причиняли последние и Брежневу: распускали слухи, что настоящее имя его жены Виктории Петровны - Виктория Пинсуховна Гольдберг. Впрочем, так думали не только они. Сама супруга генсека вспоминала, как, прилетев в начале 70-х с Леонидом Ильичом во Францию, она столкнулась в парижском аэропорту с демонстрантами, державшими плакаты: «Если вы дочь еврейского народа, почему не боретесь за его права?». Аналогичные подозрения муссировались и в отношении жены Суслова.
Многие знают, что Андропов поставил Горбачева генсеком, чтобы тот начал перестройку. Но мало кто знает, что когда в 1983 году на экономический кружок Чубайса наехали питерские чекисты, то из Москвы лично от Андропова поступил приказ - не трогать! Андропов искал молодых и перспективных, которые должны быть заменить старых пердунов из Политбюро. Выбор пал на Горбачева и Чубайса. Что из этого вышло - всем известно.