Игорь Сечин так упорно добивается арктических льгот на 2,6 трлн рублей, потому что уже договорился о продаже доли в арктическом проекте иностранцам, узнали «Ведомости».
Что случилось? Летом Игорь Сечин попросил у Владимира Путина беспрецедентные налоговые льготы на разработку арктических месторождений - на 2,6 трлн рублей на 30 лет. Вокруг них у «Роснефти» развернулась настоящая битва с Минфином. Теперь стало понятно, почему для госкомпании это принципиальный вопрос: от получения льгот зависит, сможет ли она продать крупный пакет в арктическом проекте иностранцам.
Детали. Речь идет об арктическом проекте «Восток ойл», который может объединить сразу несколько крупных месторождений - Пайяхское месторождение соратника Сечина Эдуарда Худайнатова, Лодочное, Тагульское, Ванкорское, восточнотаймырские месторождения «Роснефти» и ее совместный проект с ВР «Ермак нефтегаз». Для старта проекта «Роснефть» с лета выбивает из правительства льготы, которые в сумме за 30 лет могут составить 2,6 трлн рублей.
• Как выяснили «Ведомости», «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» Худайнатова договариваются о продаже крупной доле в проекте иностранцам, но сделка целиком зависит от того, согласится правительство на льготы нефтяникам или нет. Об этом изданию рассказали федеральный чиновник и несколько источников, близких к сторонам возможной сделки. Чиновник говорит, что еще летом речь шла о продаже до 40% в проекте, еще трое человек утверждают, что сейчас речь идет о доле от 15 до 20%. Покупателями могут выступить индийские или китайские компании.
Цена вопроса велика: весь «Восток ойл» оценен исходя из запасов в $15 млрд, говорит один из собеседников издания. «Очередь из покупателей» уже выстроилась, но инвесторы готовы обсуждать свое участие в проекте только после того, как наступит ясность с налоговыми льготами. А ее пока нет.
Борьба. После обращения Сечина к Путину Минфин добился введения моратория на предоставление льгот на разработку всех новых нефтегазовых месторождений до завершения инвентаризации имеющихся запасов и того, чтобы распространить ограничения на Арктику. «Роснефть» в ответ начала угрожать срывом планов загрузки Севморпути.
• В последний раз налоговые льготы для «Восток ойла» обсуждались во вторник на совещании у профильного вице-премьера Дмитрия Козака и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова. Минфин настаивает, чтобы для новых месторождений применялся налог на добавленный доход (НДД), но «Роснефть» рассчитывала на большее: освобождение от НДПИ, налоговый вычет из НДПИ на сумму инвестиций, нулевые ставки налога на имущество и земельного, снижение налога на прибыль с 20 до 7% и страховых взносов с 30 до 7,6%. Все это предполагалось ввести до 2050 года. В обмен компания обещала, что в будущем от освоения Арктики российский бюджет получит дополнительно от 5 до 8,5 трлн рублей.
Что дальше. Только льготы по НДПИ обернутся для бюджета потерями в 250 млрд рублей в год с учетом уже действующей льготной ставки налога для недр в Красноярском крае (для сравнения: от пенсионной реформы государство планировало сэкономить около 700 млрд рублей), подсчитывал Минфин. Для бюджета проект создает большие риски - недополученные сейчас налоги могут не вернуться в будущем: нефть может подешеветь, а спрос на нее - упасть. Последний риск уже давно закладывают в свои стратегии крупнейшие нефтегазовые компании мира, а недавно это пришлось признать и российскому Минэнерго. В проекте энергостратегии до 2035 года ведомство указало, что пик спроса на нефть наступит в обозримом будущем - в 2030-2040-х годах.
Что мне с этого?
Исход битвы за триллионные льготы - важный вопрос. Если риски нефтяников будут переложены на бюджет, в плюсе в итоге останутся только они, а недополученные доходы государство при необходимости может попытаться «снять» с населения. Обсуждения по поводу того, как реформировать законодательство, чтобы отдельные граждане платили больше, ведутся постоянно, а ФНС не прекращает борьбу за улучшение собираемости налогов.
ОТСЮДА