Свобода есть запрет

Apr 24, 2019 01:28



Вчерашнее выступление Мизулиной на Форуме безопасного интернета, где она весьма неординарно высказалась относительно свободы в интернете, уже прошло по всем СМИ. Где-то что-то в каких-то нюансах, естественно, было искажено (по какому поводу Мизулина уже нажаловалась в органы). Тем не менее, дословная цитата каких-то разночтений не вызывает:

«Не убий, не воруй. Напоминаю святые заповеди. Почему религиозные люди очень законопослушны? Потому что сама религия основана на самоограничении.

Запрет как норма права и есть самая большая свобода человека. Вам всегда говорят, что депутаты только запрещают. Это ложное представление.

Запрет - это и есть свобода. Он говорит: этого нельзя, а остальное можно».


Насчет законопослушности религиозных людей Мизулина, видимо, несколько поспешила. Прямой связи там точно нет. Но смысл сказанного прозрачен: она несколько неуклюже попыталась изложить принцип: "Что не запрещено, то разрешено". А потому запреты - это и есть рамки свободы.

Мизулина, судя по всему, даже не уловила, что сказанное ею в первой части прямо противоречит тому, что говорится в последней.

Самоограничение - это внутреннее убеждение человека, зависящее в первую очередь от него самого. Собственно, любая религия или любая идеология решает одну и ту же задачу: она формулирует образ идеального человека и занимается тем, чтобы воспитать человека с нравственными убеждениями, максимально близкими к идеалу. Так появляются смысловые конструкции: "правоверный мусульманин", "истинный ариец", "строитель коммунизма" или "свободный человек". Это - идеалы, к которым следует стремиться, причем добровольно. Смысл в том, чтобы человек, стремясь соответствовать идеалу, сам формировал границы своей собственной свободы. Проще говоря - это все про ответственность. В этой конструкции свобода и ответственность - неделимая пара, одно без другого не существует. Если вы, к примеру, голосуете за Путина или за Единую Россию - значит, вы даете им карт-бланш на уничтожение страны, убиваете будущее не какой-то абстрактной территории, а своих собственных детей. Это и есть ваша личная ответственность. Если вы не хотите нести ответственность перед своими детьми - вы не свободный человек. Раб. Всё просто. Одно без другого не существует. Либо свобода, либо безответственность.

В конструкции Мизулиной под свободой понимается совершенно иное. Это навязанные извне рамки поведения. Исходящие из того, что вы, вообще-то говоря, виновны по определению. Во всём. Вы только сели за компьютер - вы этим фактом уже враг государства, потому что можете написать что-то плохое про нашего любимого президента. Неважно, что вы не написали - но вы могли. Эта возможность - уже преступление. В мизулинской конструкции, очень сильно смахивающей на оруэлловское "Мир есть война", правильное поведение человека определяется числом запретов и созданием коридоров, за которые он не имеет права даже заглянуть. В такой системе не требуется воспитание нового человека, не требуется соответствия идеалу просто потому, что его нет. Подчеркнуто деидеологизированная Россия демонстративно отказалась от образа идеального человека. Есть, конечно, некие костыли и подпорки, педалирующие предельно абстрактные образы вроде "патриотизма", хотя патриотизм - штука крайне неоднозначная и очень опасная в неправильных руках. Но это всё не то.

В целом конструкция Мизулиной: "Свобода есть запрет" - она совершенно про другое. Она про полную безответственность конкретного человека, но при этом его поведение формируется страхом. Страхом наказания. В определенном смысле это уже фашизм, но ничего удивительного нет - путинская Россия идет к фашизму, так как это объективное условие выживания режима. Другой вопрос, что клептократический фашизм построить невозможно, но им деваться некуда - нынешние уже банкроты. И пытаются оттянуть неизбежный конец. Любой ценой.

По сути, в трех абзацах Мизулина сумела сформулировать вполне однозначную концепцию, в которой человеку отказано в праве на свою собственную свободу. Свобода - это только предписанный государством перечень действий и мероприятий, поступков и мыслей. В этой конструкции свобода есть величина всегда убывающая, так как число запретов ограничивает ее, в конечном итоге ликвидируя свободу как явление.

Развернуть ситуацию и создать принципиально иную картину, где свобода человека растет, причем растет постоянно, можно. В том случае, если свобода есть обратная сторона ответственности. Чем более ответственен человек перед собой, своей семьей, своим окружением, своей страной, своим миром - тем более он свободен.

Но это точно не страна, которую строят мизулины. В стране свободных людей они совершенно не нужны, а потому эти люди будут делать всё, чтобы продолжить загонять нас в рабство. У них нет выбора - они сами рабы. А раб не может мечтать о свободе, он мечтает только о собственных рабах.

Источник

запрет, Мизулина, свобода слова

Previous post Next post
Up