Росфинмониторинг продолжает «закручивать гайки» на рынке недвижимости.
Сделки по покупке недвижимого имущества могут использоваться для отмывания теневых доходов: они часто проходят в наличной форме, что позволяет вводить в легальный оборот средства, полученные в результате коррупционных правонарушений, преступлений в бюджетной сфере, в сфере незаконного оборота наркотиков и других преступных деяний.
Об этом говорится в письме Росфинмониторинга, которое в марте получили нотариусы, регистрирующие покупки. Им, а также риэлторам ведомство дает перечень признаков, по которым операции с недвижимостью следует считать «подозрительными».
Во-первых, это поведение самого клиента, говорится в документе: проявление «чрезмерной скрытности» или «неопределенности ответов» на вопросы о том, является ли человек должностным лицом и каковы источники его доходов; просьбы ускорить процедуру заключения сделки; необъяснимые распоряжение об изменении условий (особенно на последнем этапе сделки), а также настаивание на том, чтобы расчеты проводились обязательно в наличных деньгах.
Во-вторых, это особенности расчетов по сделке: «задействование в сделке несоразмерно крупных сумм наличных денежных средств, в особенности, если суммы явно не соответствуют социально-экономическому положению сторон сделки - физических лиц».
Подозрительным также должны считаться случаи, когда выбор способа платежа откладывается до последнего момента, либо меняется непосредственно перед заключением сделки; когда установлен короткий срок погашения/возврата денежных средств; когда оплата происходит не в деньгах, а в ценных бумагах. Кроме того, под подозрения должны попопадать покупки элитной недвижимости нерезидентами или лицами из другого региона РФ.
Третья категория подозрительных покупок связана с особенностями условий самой сделки: если цена существенно отличается от рыночной; если объект неоднократно перепродавался в течение короткого времени; если недвижимость друг другу перепродают родственники или аффилированные лица (по службе, либо бизнесу); если одни и те же люди заключают множественные сделки в течение короткого промежутка времени.
Под подозрения также должны попадать все сделки с «нетипичными» участниками - будь то возраст, или социальная группа, говорится в письме.
О таких операциях следует информировать Росфинмониторинг с указанием конкретных признаков подозрительности; при этом сообщать клиенуа о том, что сведения передаются, нотариусы и риэлторы «не вправе», подчеркивает ведомство.
Под указания, скорее всего, попадут небольшие суммы легализации, крупные коррупционные потоки они остановить не смогут, считает исполнительный директор UFG Wealth Management Андрей Пожитков. «У серьезных злоумышленников есть и подконтрольные банки, и риэлторы, и нотариусы - и их выявить с помощью таких рекомендаций нереально», - говорит он.
ОТСЮДА