«К 2035 году Россия исчезнет с мировой карты нефтяного рынка»

Mar 13, 2019 19:34



Перспектива санкций: Россия докачает дешевую нефть, сократит добычу и потеряет доходы. Интервью Михаила Крутихина

Пять лет тому назад, в середине марта 2014 года, в связи с вхождением Крыма в состав России США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций против нашей страны. В частности, решением Совета Евросоюза от 17 марта 2014 года были введены санкции против 21 российского и крымского политика и чиновника. С тех пор санкции регулярно продлеваются и инициируются новые. Так, в конце февраля на сайте Конгресса США был опубликован текст так называемых «санкций из ада». Это законопроект «О защите американской безопасности от агрессии Кремля». Последние новости: министр энергетики США Рик Перри заявил, что готовятся дополнительные санкции против строительства газопровода «Северный поток-2», а Европарламент принял резолюцию, в которой предлагается прекратить этот проект. О том, насколько эффективными оказались западные санкции против России за пять лет, мы поговорили с экономическим аналитиком, партнером консалтингового агентства Rus Energy Михаилом Крутихиным.



Михаил Крутихин

«Это будет колоссальный удар по рублю и финансовой системе страны»

- Михаил Иванович, сейчас в США рассматривается новый пакет санкций. Сенатор Линдси Грэм даже назвал их «санкционным биллем из ада» и «самым болезненным пакетом мер, когда-либо принятым». Чем они так ужасны, по каким проектам они могут ударить и как это отразится на экономике России?

- Законопроект имеет странную направленность. Сенаторы предложили ввести новые ограничения против тех, кто инвестирует в российские проекты сжиженного природного газа (СПГ) за пределами России. Но у российских государственных компаний таких проектов просто не существует. Есть относительно небольшой проект СПГ у компании «Новатэк» в Германии. Вместе с бельгийцами они решили построить небольшой завод для производства средних объемов СПГ и бункеровки судов в немецком порту Росток. Но, во-первых, это не государственная компания, то есть законопроект не может быть направлен против нее. А во-вторых, в законопроекте есть оговорка: санкции касаются только новых проектов, а не тех, которые уже реализуются или по которым приняты инвестиционные решения. Поэтому у России нет таких нефтегазовых проектов, которые бы попадали под так называемые «санкции из ада».

- То есть проекты «Новатэка» не пострадают и его глава Леонид Михельсон может не беспокоиться?

- Введенные санкции никак не повлияли ни на предыдущий проект «Ямал СПГ», ни на будущий проект «Арктик СПГ-2». Иностранные инвесторы стоят в очереди, чтобы принять участие в этом проекте. Уже заключено соглашение с французской компанией Total. Идут переговоры с китайцами, японцами, саудовцами о том, чтобы выдать им дополнительные доли в новом проекте. Так что, не думаю, что новые санкции что-то изменят кардинально.



Проектам самого богатого россиянина Леонида Михельсона санкции особо не угрожают

- На ваш взгляд, насколько эффективна помощь российского правительства пострадавшим от санкций компаниям. В частности, первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что «Новатэк» получит финансовую помощь от государства для реализации проекта «Арктик СПГ-2», если компания пострадает от санкций США.

- Посмотрите на проект «Ямал СПГ». Его освободили от всех налогов. Это даже не российская компания, а международный консорциум. Он получил фактически в подарок газовое месторождение, которое является национальным достоянием России. Граждане и бюджет России не имеют от этого почти ничего. Те, кто разрабатывает, должны платить налог на добычу полезных ископаемых, должны платить экспортную пошлину, налог на прибыль в полном объеме, импортные налоги на оборудование и много еще чего. Но им просто подарили этот газ и в придачу к нему еще и порт по отгрузке, который строился на государственные деньги. Конечно, в таких условиях проект для «Новатэка» оказался очень выгодным. Если продолжить такую практику по экспоненте, то мы увидим, что помощь будущим проектам «Новатэка» может заключаться в создании точно такого же налогового режима, когда Россия ничего не получает, а международный консорциум «Ямал СПГ» получает все.

- В законопроекте также сказано про запрет на предоставление услуг и технологий для осуществления проектов по разработке нефтяных месторождений в России. Чем грозят эти меры международным нефтесервисным компаниям?

- Регулирующие органы США должны будут конкретизировать, что означают эти услуги. Затем выступить с конкретным списком видов работ, которые могут подвергаться санкциям. Но мы уже видели, как после введения санкций против России повели себя две крупнейшие в мире компании по предоставлению сервисных услуг на месторождениях. Это компании Schlumberger и Halliburton. Schlumberger осталась и даже стала претендовать на приобретение большого пакета в российской сервисной компании. Halliburton сначала ушла, а потом стала восстанавливать свою деятельность в России, поскольку поняла, что санкции ей ничем не грозят. Услуги этих компаний по-прежнему востребованы в России.

- Некоторые аналитики полагают, что новые поправки коснутся внутренних газовых проектов в связи с тем, что в них содержится понятие «сырая нефть». Это спекуляция или есть реальная угроза?

- Вот характерный пример. Внутри проекта «Сахалин-3» имеется Южно-Киринское месторождение. Оно считается у нас газовым, но когда два года назад обнаружили, что там имеется огромное количество нефти, почти полмиллиарда тонн, то американцы поняли, что это не газовое, а нефтегазовое месторождение. В связи с этим они наложили на него санкции, поскольку месторождение находится в открытом море и на глубине, превышающей установленные санкциями лимиты. Газпром попытался что-то сделать, заявил, что там только 6 млн тонн нефти, но американцы не поверили этому и остались на своей позиции. Поэтому месторождение сейчас под санкциями, его разработка затормозилась, сроки его запуска все время переносятся. Так что вопрос заключается в том, сколько в том или ином месторождении нефти и газа в пропорциях. От этого будет зависеть решение органов власти США, отвечающих за введение санкций.



В обеих палатах американского парламента действует европейское лобби, не заинтересованное в резком ухудшении отношений с Россией

- Как эти санкции отразятся на банковском секторе? Могут ли они вызвать падение рубля и банкротство российских финансовых организаций?

- В этом законопроекте говорится о санкциях против российского суверенного долга и российской банковской системы. Но, насколько я знаю, в США есть сильное сопротивление таким санкциям, поскольку в результате их реализации будет нанесен удар не только по российской, но и по мировой банковской системе. Банкирам не выгодно, чтобы финансовую систему кто-то резко дергал. Но если это вдруг произойдет, то это будет колоссальный удар по рублю и финансовой системе страны.

«Мы видим бурную риторику, которая в итоге рассеивается в воздухе»

- То есть «санкции из ада» - это только громкая фраза, а на самом деле это декорация?

- За 2018 год было больше 10 предложений в Сенате и Палате представителей США по поводу санкций против России. Среди них были санкции, направленные против нефтегазовых компаний, против энергетической отрасли, конкретно против «Роснефти», «Лукойла» и так далее. Все эти десять предложений в итоге были спущены на тормозах. И нет никакой гарантии, что и этот новый законопроект не постигнет та же участь.

- Ваш прогноз, когда могут быть окончательно приняты «санкции из ада»?

- Если все пойдет по плану, то до конца марта эти санкции должны быть проведены через Сенат, дальше их будет одобрять Палата представителей, там будут внесены поправки. Затем где-то к августу обе палаты примут закон, его подпишет президент. Потом будут приниматься подзаконные акты. То есть эти санкции будут введены только где-то к 2020 году.

- Как вы считаете, почему подобные законопроекты спускаются на тормозах, какова политическая подоплека?

- В обеих палатах действует лобби, заинтересованное в хороших отношениях Евросоюза с Россией. В связи с этим законопроекты либо не проходят, либо претерпевают серьезные изменения. Это прекрасно видно на примере проекта «Северный поток-2». В августе 2017 года был принят законопроект, в его первом варианте говорилось, что нужно вводить санкции против «Северного потока-2». Потом поработало лобби европейцев, в основном Германии, и в конечном варианте было написано, что санкции против «Северного потока-2» США можно вводить, но только после согласования с европейскими партнерами. То есть мы видим бурную риторику, которая в итоге рассеивается в воздухе, а на бумаге остается самый мягкий вариант.

- Но тем не менее мы видим, что американские власти не собираются забывать проблему «Северного потока-2». На днях против него высказался министр энергетики США Рик Перри. Цитирую: «Наш сигнал европейским странам - мы считаем, что для вас имеет смысл иметь большое количество источников топлива, поставщиков и маршрутов. „Северный поток-2“ не экономический, это больше политический трубопровод». Как вы считаете, смогут в итоге американцы серьезно навредить этому проекту?

- Пока это все сотрясание воздуха. Как я уже сказал, нет никаких законов, которые бы отражали намерения правительства США. Тем более, что подобные заявления делались уже не раз. Сколько можно их делать? Это просто попытка показать заботу о европейских партнерах. Пока нет реальных возможностей как-то навредить «Северному потоку-2».

- 12 марта Европарламент принял резолюцию, в которой предлагается не считать Россию стратегическим партнером и прекратить проект «Северный поток-2». Сторонники этого документа полагают, что газопровод усиливает зависимость Евросоюза от поставок российского газа и угрожает его внутреннему рынку. Какие будут последствия?

- Проект документа внесла депутат от Латвии Сандра Калниете. Парламент ее поддержал. Но на практике ничего не изменится, поскольку документ не носит юридического характера. Выразили возмущение и разошлись. Таких резолюций было много, а воз и ныне там.

- Вы упомянули закон, принятый в августе 2017 года. Тот закон предложил исполнительной власти санкционный инструментарий. Каковы его последствия?

- По данному закону не наказана еще ни одна зарубежная компания. Пока из них никто не пострадал, все приспособились к этим санкциям. Некоторые нашли лазейки, другие ушли из российских проектов, третьи работают в тех проектах, которые не попали под санкции. Еще есть компании четвертой категории, они работают, нарушая законы о санкциях, но к ним пока почему-то не применялись никакие наказания.

«Самоизоляция обрекает Россию на отставание от передового человечества»
- В России нередко можно услышать мнение, что западные санкции - декоративные, и более того, они даже сыграли на руку российской экономике, поскольку вызвали ответное эмбарго, что позволило подняться отечественному сельскому хозяйству. Как вы в целом оцениваете почти пятилетний период санкций для экономики России?

- Рассуждения о том, что сельское хозяйство у нас процветает благодаря продуктовому эмбарго, введенному в ответ на санкции, - ерунда. Если посмотреть на цифры в сельском хозяйстве, то серьезного прогресса там незаметно. Запрет польских яблок и норвежского лосося - это глупость, это наказание собственного населения, никто в Европе от этого особо не пострадал. Контрсанкции, по сути, были введены против собственного народа, поскольку лишили его доступа к еде высокого качества и к ряду других импортных товаров.

Далее, финансовые меры очень сильно ударили по компаниям. Наш бизнес лишился возможности занимать деньги на Западе под низкий процент и на длительные сроки. То есть они вынуждены занимать деньги в рублях в России, где процентные ставки гораздо выше и сроки возврата короче. Это обстоятельство уже сейчас тормозит развитие новых проектов в России, что неизбежно повлияет, в частности, на сокращение добычи нефти и газа.

Санкции подвигли российское правительство поощрять импортозамещение. Но идея, что мы будем работать не вместе, а вместо иностранных компаний, губительна. В условиях глобализма ни одна страна не может двигаться вперед без кооперации на рынках капитала и высоких технологий. Самоизоляция обрекает Россию на отставание от передового человечества.



Если посмотреть на цифры в сельском хозяйстве, то серьезного прогресса там незаметно

- Идеология западных санкций изначально гласила: мы вводим санкции не против России, и уж точно не против россиян, а против конкретных лиц и компаний, ответственных за события на Украине. Но из ваших слов получается, что на практике все произошло наоборот. Нефтегазовые проекты, так или иначе, успешно работают, банковскую сферу тоже никто не собирается серьезно ворошить, единственный результат: ограничение доступа к дешевым кредитам. При этом уровень жизни россиян становится ниже. Значит, санкции за пять лет не принесли ожидаемого эффекта?

- Первое, список с фамилиями тех 200 персон, против которых были введены санкции, - это не тот список, который изначально готовился. Многие фамилии из него были убраны. Второе, в прошлом году пытались ввести санкции против 16 олигархов в России. А в итоге под санкции попал только Дерипаска со своими предприятиями. Но серьезного эффекта это не произвело.

Однако эффект есть и в нефтегазовой отрасли. К некоторым нефтегазовым технологиям путь российским компаниям закрыт. Например, у нас очень мало оборудования для гидроразрыва пласта. За три последних года в России не было построено ни одного комплекса, где добыча велась бы таким образом. Такое оборудование можно только импортировать, но импорт перекрыт. То есть происходит торможение трудноизвлекаемых запасов, а в России порядка 70% нефти - это трудноизвлекаемые запасы.

Все что остается российским компаниям в таких условиях - высасывать оставшуюся дешевую нефть, то есть легко добываемую из работающих месторождений. Но чтобы разрабатывать новые, нужны финансы и технологии, а их нет. Более того, нет и понимания того, что произойдет в стране через два-три года. При этом прибыль нового месторождения от момента инвестиций занимает порядка семи лет. Поэтому никто так далеко не планирует и в новые проекты не вкладывается. Здесь можно вспомнить слова наследного принца Саудовской Аравии: к 2035 году Россия исчезнет с мировой карты нефтяного рынка. То есть нефть будут добывать для внутреннего потребления, а для экспорта уже ничего не останется.

- Говоря о санкциях против конкретных персон, стоит вспомнить, что сейчас на рассмотрении Конгресса США находятся четыре законопроекта, которые американские СМИ назвали «направленными лично против президента России Владимира Путина». Один из них обязывает директора Национальной службы разведки США передать в Конгресс подробный отчет о финансовых и других активах, принадлежащих лично Владимиру Путину. Допустим, через некоторое время такой отчет будет подготовлен и обнародован. Владимир Путин рискует угодить в санкционный список и стать нерукопожатным у мировой элиты?

- Я напомню, что подобное разоблачение уже было, это так называемое «Панамское досье». Но у нас никто особо не обратил на это внимание. В России такая психология, раз человек большой начальник, значит для него в порядке вещей воровство и обман, удивляться тут нечему. Если в Финляндии провал реформы здравоохранения приводит к отставке всего правительства, то у нас даже разоблачение в коррупции воспринимается только как достоинство, а не недостаток.

Что касается отношения с правительствами и компаниями других стран, то посмотрите, как западные лидеры не гнушаются порой пожимать руки кровавым диктаторам. Это такой уровень политики, где моральные категории не действуют.



США собираются предпринять расследование лично в отношении Владимира Путина

- Тогда непонятно, зачем это инициируют в США. Найдут у Путина незаконно нажитые миллиарды и что дальше? Так же будут с ним и дальше дружить скрепя сердце?

- Во-первых, поводом для такого расследования может служить борьба американского истеблишмента против президента Дональда Трампа, которого все время обвиняют в его симпатиях к России. Во-вторых, это демонстрация активности в глазах своих собственных избирателей. Такие расследования инициируются не для того, чтобы наказать олигархов, воров и мафию в других странах, а чтобы кому-то что-то доказать во внутренней политике.

«После 2022-23 годов начнется сокращение добычи нефти в России по причине санкций»
- Если принятые за пять лет санкции так и не нанесли существенного удара по экономике России, то какие меры могли бы это сделать?

- Самое чувствительное - это запрет на экспорт нефти. Но экспорт нефти в основном идет в западном направлении, на Восток мы можем отправить максимум 70-75 млн тонн в год. А раз так, то против такой меры выступит Европа. Пока ей нужна будет российская нефть, никто эту меру не введет.



- Как вы считаете, возможно, санкции США - это шанс для России отказаться от «нефтегазовой» иглы и начать развиваться в высокотехнологичных отраслях?

- Нет. Еще два года назад специалисты Сколково пытались понять: если Россия лишится нефти и газа как своего самого экспортного товара, то чем можно будет их заменить. Они искали замену в других отраслях, но ничего не нашли. То есть, не будучи сырьевым придатком промышленно-развитых стран, Россия обречена на жалкое существование. Мы ничем не сможем заменить нефть и газ в будущем.

- Насколько хватит еще нефти из разработанных месторождений?

- Нефти в России хватит еще надолго, но постепенно ее добыча будет сокращаться под давлением снижения цены на нефть. Добывать нефть из трудно извлекаемых месторождений дорого, нужно, чтобы нефть стоила не меньше 80 долларов за баррель. На шельф никто не пойдет, там нефти немного, там, в основном, газ. При этом добыча нефти там себя оправдает, если цена будет не меньше 150 долларов за баррель, а это вряд ли возможно. Где-то после 2022-23 годов начнется сокращение добычи нефти в России по причине санкций, а также из-за ухудшения качества оставшихся запасов в целом. Сокращение будет идти примерно темпами по 2% в год.

ОТСЮДА

нефть, прогноз, Россия

Previous post Next post
Up