Меньше чем через месяц в Лондоне стартуют тридцатые по счету летние Олимпийские Игры. Идеология олимпийского движения базируется на том, что спорт является средством укрепления дружбы между народами и пропагандирует здоровый образ жизни. Более ста лет назад француз Пьер Де Кубертен, приступая к возрождению Олимпийских игр в своей знаменитой «Оде спорту», упомянул фразу «О спорт, ты - мир!». С тех пор это выражение стало крылатым.
Однако далеко не все считают, что спорт - это мир. Существуют и альтернативные мнения. Так знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл высказался следующим образом: «Серьёзный спорт не имеет ничего общего с честной игрой. Серьезный спорт - это война минус убийство». Так кто же из них ближе к истине: Кубертен или Оруэлл? Попробуем разобраться с точки зрения новейших достижений системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Основной постулат системно-векторной психологии заключается в том, что поведение человека, его жизненный сценарий, характер, метаболизм зависят от так называемого вектора, определяемого эрогенной зоной и видовой ролью, характерной для данного вектора в первобытной стае. Всего насчитывается восемь векторов. Наилучшим образом к спорту, особенно профессиональному, предрасположены носители всего лишь двух: кожного и мышечного векторов. Хотя можно встретить также уретральных и анальных людей..
В древние времена люди с мышечным вектором исполняли роль строителей на стойбище, а когда стая враждовала с другой, то именно они исполняли роль простых воинов. Это самый распространенный вектор - 38 % населения являются ярков выраженными мышечниками, а 95% обладают данным вектором в той или иной степени.
Вся суть мышечника направлена на удовлетворение четырех основных потребностей человеческого организма: есть, пить, спать, дышать. Мышечник как никто другой испытывает удовлетворение от тяжелой физической работы. Поэтому представители данного вектора идут в силовые виды спорта и добиваются успехов. Они просто на физиологическом уровне получаются удовольствие от преодоления сопротивления силы тяжести предметов или усилий соперников.
Если подойти к мышечникам с точки зрения интересующего нас вопроса «что такое спорт - война или мир» , то выяснится, что автор «Скотного двора» более близок к истине. Характер человека, его поведение, целеустремленность помимо свойств конкретного вектора определяется еще темпераментом, то есть состоянием вектора. Векторальным состоянием может быть «война» или «мир». Мышечные люди в состоянии «мир» - это монотонная размеренная работа, абсолютное психологическое спокойствие.
Мышечное состояние «война» - это наоборот, абсолютная ярость в которой проявляются инстинкты первобытного убийцы. И тут Оруэлл практически попадает в точку со своим определением серьезного спорта. Послушайте как на соревнованиях в буквальном смысле яростно кричат мышечные штангисты, метатели молота, копья, борцы и вы сразу же представите как в древней степи мышечные воины забивали мамонтов или убивали врагов из соседней стаи.
Вместе с тем практически для каждого спортсмена характерно и присутствие кожного вектора. В древние времена люди с этим векторам выполняли роль охотника в первобытной стае. Перемещаясь за добычей они научились легко адаптироваться к любым условиям, овладели прекрасной координацией движения. Являясь добытчиками кожные люди первыми задумались о ценности ресурсов, научились экономить. Они поняли, что обладание едой, шкурой очень сильно влияет на их положение в стае. Поэтому современные кожные люди и стремятся добиться успеха и любят конкурировать. А именно борьба за первенство и является одним из главных мотивов в серьезном спорте.
Кожный вектор играет огромную роль и в командных видах спорта. Древние охотники постоянно рисковали и в результате эволюции свойствами их вектора стали самодисциплина и дисциплина, необходимость соблюдать общепринятые нормы, правила и ограничения, чувство долга. Поэтому если спортсмен обладает развитыми свойствами кожного вектора, то он будет работать на команду, четко выполняя установки тренера. В противном случае - только на себя. Напомню, что у кожника очень сильна тяга к социальному ранжированию и накоплению материальных средств.
В архетипичном состоянии кожник уже думает не о команде, а о себе, пренебрегает долгом, самодисциплиной. Вполне возможно именно так и произошло со сборной России по футболу на чемпионате Европы, куда вошли по большей степени архетипичные кожники. Претендуя на медали, сборная России самоуверенно проиграла еще на первой стадии. А ведь у нас был самый дорогостоящий тренер (зарплата 7 миллионов евро в год) и были обещаны одни из самых высоких призовых!
У кожника также есть состояния «мир» и «война». Причем их смена в обычной жизни происходит очень редко. В «мире» кожный человек не стремится к победе, он хочет выигрывать по мелочам - сэкономить, сократить путь и тому подобное. Ему не до побед. В войне же, наоборот, - для кожного человека свойственны заряженность на успех, стремление достичь цели, построить карьеру. Применительно к спорту это означает, что победителем кожник может стать только в состоянии война.
Если подвести черту в заочном споре Оуэлла и Кубертена, то мы увидим, что с точки зрения психология все-таки прав писатель-фантаст. Но пусть война будет только лишь характеристикой психологического состояния спортсменов и памятью об их древней видовой ролью, а над Лондоном пусть будет мирное небо.
В дальнейшем с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы разберем профессию тренера, роль болельщика, а также другие спортивные моменты. А о кожном, мышечном и других векторах вы можете получить информацию на
сайте, посвященном системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Статья написана по материалам лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Дмитрий Протасов, независимый журналист, блоггер