У Григория Лепса есть замечательная песня Самый лучший день. Если копнуть поглубже, то песня Лепса цепляет и психологию, и философию, и религию. В течение довольно длительного времени я изучаю религию, философию, психологию. И после того как я послушал эту песню у меня появилось несколько мыслей, которые могут быть полезны и читателям моего блога.
Песня Лепса не случайно стала суперпопулярной - в ней заложена концепция счастья, и люди это поняли подсознательно. Не знаю, знаком ли был автор текстов с даосизмом, но именно понятие «самый лучший день» лежит в понимании счастья даосами, в их практической жизни. Правда в даосизме это понятие называется «идеальный день», что в принципе соответствует самому лучшему дню Лепса.
Под идеальным днем в даосизме понимается образец, по которому бы хотел прожить все оставшееся время жизни, если бы он был бы свободен в выборе (передвижения, средств и т.п.). Теперь пусть каждый читатель поста представит свой идеальный день.
Например, мой:
Я хочу жить в горах или у моря, на крайний случай у леса (правда дом возле леса на горе строится). Утром встал, позанимался дыхательными упражнениями, цигуном. Принял душ, позавтракал.
После завтрака побродил по лесу (по горам, поплавал по морю). Может быть, в походе пообедал. Вернулся домой. Помылся, пообщался с детьми (внуками), пописал в блог (или написал книжку), немного потренировался. Пообщался вечером с женою. Уснул.
Понятно у каждого свой день, но все это занятия приносящее телесное удовольствие и душевное спокойствие. Но теперь задумаемся, а сколько в идеальном дне вещей, которые стоят много денег? У большинства людей таковых очень мало. Более того, почти все вещи доставляющие удовольствие и спокойствие бесплатны, но они требуют времени и места.
Поэтому у современного человека стоит дилемма либо место и время для идеального дня, либо карьера, социальные, общественные обязанности. И чем больше мы грузимся (семьей, работой, родственниками, политикой), тем дальше мы отделяемся от идеального дня.
Мастера жизни понимают концепцию самого лучшего дня и стараются воплотить ее в реальную жизнь. С одной стороны они пытаются избежать временно-пространственных потерь, а с другой - наиболее эффективно выполнить свои социальные функции (работа, семья, общественная жизнь и т.п.). В итоге эти люди становятся счастливыми.
Именно стремление к идеальному дню порождает такие явления как дауншифтинг, как побег от цивилизации, массовое фрилансерство, стремление к удаленной работе. Люди стали больше понимать ценность времени и свободы упобобившись умудренным даосам. И в этой концепции есть место и деньгам, и образованию, и карьере. Ведь понятно, что если ты семейный человек и несешь груз социальной ответственности, то невозможно приблизится к идеальному дню без того, чтобы обеспечить свою семью определенной базой. И в практической жизни мы сами решаем, что для нас важнее и в каких случаях.
Сегодня ругают советское прошлое, но в СССР большинство людей было счастливо, потому что реальность была не так далека от их представления идеального дня. Запросы были невелики изначально, но были возможности для их реализации. Пусть хотя бы по выходным (выход в лес семьей или поход в цирк, охота или рыбалка с друзьями) или в период отпуска. А теперь и запросы изменились, и возможности не всегда соответствуют. К примеру, уже просто так по горам не походишь или по ночным улицам не погуляешь.
Чтобы стать максимально счастливым и сделать других людей счастливыми надо понимать, что у всех свой идеальный день. Вроде бы ясно, но насколько разные представления? Тут на помощь даосизму и советским представлениям о счастье приходит
системно-векторная психология Юрия Бурлана (СВП). СВП - это по сути новейшее достижение в психологии, новая концепция понимания человеческой психики.
Согласно СВП существует восемь типов (векторов) людей, каждому из которых соответствует определенная видовая роль в первобытном обществе и определенная эрогенная зона. Зная характеристику каждого вектора и смешения нескольких векторов, мы точно можем определить свой идеальный день или самый лучший день близких людей.
Другой существенный момент, который роднит СВП с даосизмом это понимание человеческой натуры. Согласно СВП каждым человеком движет стремление к получению удовольствия. Сначала идет удовлетворение первичных позывов - спать, дышать, пить, есть, а затем добавочные. У каждого вектора свои добавочные желания, свои источники получения наслаждения.
К примеру, мышечные люди (их 38% от общего числа рождающихся людей) получают удовольствие от физической работы. У мышечных мам развит материнский инстинкт и для них очень важна семья. Люди с анальным вектором (около 20%) получают удовлетворение от накопления и передачи знаний. Звуковые люди кайфуют от созерцания собственного я, от вслушиания в природу. Именно «звуковики» в своем идеальном дне прописывают время на медитации, созерцания, молитвы.
Для кожных людей важны наоборот достижение и ранжирование, их положение в обществе. Тихий уголок в райском местечке не для них. Они в идеальном дне будут делать бизнес или занимать ответственный пост. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает много ключиков к пониманию человека и к достижению им счастья. Правда, зная эти моменты, можно использовать их и для успешного бизнеса.
Наиболее ярким примером использования концепции «иджеального дня» в бизнесе является Стив Джобс. Напомню, что Стив принял в свое время буддизм, имеющий много общего с даосизмом. Стив наверняка был знаком с концепцией идеального дня. Это проявлялось в том, как он работал и как жил. В быту он абсолютно не напрягался, ни заморачивался вещами. Ходил без охраны, во вьетнамках, в футболке или водолазке.
Зато Стив Джобс знал, что именно стремление к мечте, к идеалу, заставит человека переплачивать за товар. И он говорил, что если вы хотите стать миллиардером, то предложите человечеству мечту. И Стив предложил людям айподы, афйоны и стал одним из самых успешных менеджеров в мире. У Стива был свой идеальный день, день длиною в жизнь и он прожил его достойно.
Так что, если хотите быть счастливыми, то будьте! Представьте свой самый лучший день и стремитесь каждый день претворить его в жизнь. Пусть вам будет в помощь даосизм, системно-векторная психология и одно из высказываний Стива Джобса:
«Ваше время ограничено, не тратьте его живя другой жизнью. Не попадайтесь на крючок вероучения, которое существует на мышлении других людей. Не позволяйте взглядам других заглушать свой собственный внутренний голос. И очень важно иметь мужество следовать своему сердцу и интуиции. Они так или иначе уже знают, что вы действительно хотите сделать. Все остальное - второстепенно».
Жизнь сама подсказывает нам как построить свое счастье. Важно вовремя услышать эти подсказки, прислушаться к внутреннему голосу. Системно векторная психология как раз и позволяет четко услышать внутренний голос своего психического и правильно расшифровать сигналы жизни, указывающие путь к счастью.
Вместе с тем, следует помнить и тот важный момент, что подказки к счастью дает не только наше психическое, но и тело. Ведь человек - это системное существо, в котором физическое тело играет одну из важнейших ролей. Древние даосы знали в физическом развитии толк и стремились достичь гармонии, упражняясь в цигуне. В этом аспекте системно векторная психология также помогает построить человеку свое счастье, поскольку учитывет физиологические особенности каждого вектора или результат сочетания нескольких векторов. Что в конечном счете, позволяет быть и здоровым, и счастливым.