Оригинал взят у
lunteg в
витрина социализмаВ переносном смысле витриной социализма называли попеременно то Венгрию, то ГДР (ГДР -- чаще), но сегодня мы будем смотреть в лицо социалистическим витринам в прямом смысле. Весьма объемная серия снимков Дэвида Хлынски образца 1990 года (Москва, Загорск) -- не новость на просторах интернета, более того, про нее писали и культурологи, и рекламисты, но, поскольку крайний раз эта подборка всплывала аж пять лет назад, и то не в полном объеме, то почему бы и не. Тем более, что все новое -- предстоящее нам новое -- хорошо если просто хорошо забытое старое, а не что похуже. Почему бы и не напомнить, не взбодрить салатик, так сказать.
Дэвид Хлынски -- американский фотограф и мультимедиа-артист, перебравшийся в начале 1970-х из США в Канаду, его бабушки и дедушки -- все сплошь выходцы из Восточной Европы, но побывать на родине предков он смог только с началом perestroyki и uskoreniya, а в СССР и вовсе попал под самый занавес, впрочем, весьма пыльный. Его восточноевропейская серия снимков носит отчетливый этнографический интерес: фотограф не выходил за пределы традиционных туристических маршрутов, но объекты для съемки выбирал как раз не слишком традиционные: минимум так поражавшей туристов политической пропаганды, максимум -- рекламной эстетики. Зрелище, в итоге, получилось весьма своеобразное и, имхо, печальное. Особенно если учесть, что за витринами, на прилавках, располагался примерно тот же ассортимент, включая муляжи.
Итак, поехали.
Витрина "Аэрофлота". Иногда рекламу "Аэрофлота" называют в качестве примера абсурда, мол, что рекламировать, если авиаперевозчик только один и выбора нет. Как что? а железные дороги? а саму возможность летать самолетами? и потом, это же было дороже, чем добираться по земле.
Нелегкий налет новаций. Кого как, а меня раздражал страшно.
Ледокол "Арктика". Модель помню, а где была выставлена -- нет. Где-то недалеко от "Детского мира"?
Муляж осетра неуловимо напоминает муляж ледокола.
Определите по отражению в стекле, где находился этот магазин ) Кстати, один из двух магазинов в Москве, куда завозили импортные пишущие машинки. Второй был на Петровке. При продаже в магазине оставался образец шрифта машинки, между прочим. На листочке со штампом магазина и вписанным регистрационным номером механизма. Чес-слово, сама покупала, сама видела.
Лаконично и неопределимо. Но не "Товары для журналистов".
Книжный магазин "Москва"? или "Книга для учителя" на Пушкинской?
Легендарная морская капуста. Еще кукумария была.
По соседству с рыбой. Соломка сладкая.
И еще по соседству. Традиционные, и даже "бохатые" муляжи.
А вот уходящая эпоха. Небось, в какой-нибудь забытой подсобке еще валяется такой пластиковый плакат.
Вывеска магазина детской одежды (Хлынски, как завзятый коллекционер, педантично фиксировал, к какому сегменту рынка относятся снятые им квазирекламные артефакты, правда, не всегда находил адекватное определение на английском, мы это еще увидим.)
Этот снимок попал у автора в категорию "recreation", а не "shop". На самом деле -- магазин пластинок или вовсе культтоваров.
Совсем не вывеска, скорее, found art. Видимо, колористика порадовала.
Орла видите? Двух орлов...
А тут и я не скажу, что именно внутри. Что угодно, даже театральная касса.
Опять культ-, а то и спорттовары. Кубки-то, оказывается, были недешевы, а дартс -- и того дороже. (Половина моей стипендии, если что.)
Лезгинка скорее про кабак. Но с таким же успехом это может быть магазин народных промыслов, они же сувениры, фирменный магазин типа "Армении" и прочее, по вкусу, короче.
Кондитерский, "Фиеста". Что это, кстати? вафельный торт, кажется?
А на дворе, между прочим, 1990-й. Изрядно одряхлевший олимпийский мишка. Местному населению свойственна долгоиграющая гордость -- или попросту ограниченный ресурс, он же бедность, популярной визуальной символики. Хотя, если задуматься, это же наш микки-маус, ну и что, что запоздалый.
Вот это точно на улице Кирова, она же Мясницкая.
А это где угодно, далее везде.
Покрой из начала 80-х.
Тут рукодельницы всхлипывают. Хорошие спицы и крючки в магазинах попадались редко, гораздо чаще их приобретали у умельцев, мастеривших орудия производства прямо на рабочем месте. Пряжа? тут пополам на пополам, что-то из магазина, что-то у несунов. В комисе еще можно было прикупить. Вязать с промышленной бобины было совсем не удивительно.
Ну, тут мало что изменилось.
А за это хочется убить. За шрифтоподбор -- в особенности.
70-е все ещ на марше.
На заднем плане даже консервов не показывают, девственная чистота прилавка.
Еще один источник тогдашнего моего неизбывного раздражения -- обшарпанные рамы, сколотые уголки стекол, вся эта неухоженность. Хотя откуда взяться ухоженности, за казенный-то счет и на казенные деньги, хорошо хоть, что мыли.
Зайцева и его эпигонов никто пока не отменял. И -- "в продаже полуфабрикаты": юбки с неподшитым краем, платья, наметанные, но не стачанные по талии, короче, вещи, которые можно было, не распарывая, подогнать по фигуре. (Иногда, правда, и чаще в магазинах тканей и в галантереях, в продажу поступал крой, но это были, в лучшем случае, фартуки и ночные сорочки.)
Индийский стиральный порошок?
Вот с ценой не поняла. Коммерческий магазин, что ли? или, как их тогда называли, кооперативный? Окошечко, опять же, чистенькое-крашеное, наверняка кооператоры.
Кефир боржоми не помеха.
Это из ГУМа, точно.
Опять же терпеть не могла такие картинки. Ну на фига, а?
Притянутое за уши ретро -- привет из 70-х, долетевший к нам в 80-х. Не иначе "Почтой России" доставляли )
Ах, какая занавеска! целый театральный занавес.
Услуги такие были.
Культтовары.
А тут только гадать, про что. Никакой смысловой нагрузки радуга тогда не несла, удивительно, правда? Нет, нор-маль-но.
Вот кто в рекламе точно не нуждался -- речной транспорт был дешев.
Военторг. Еще тот. И если присмотреться на цвета полотнищ и вспомнить год -- 1990 -- легкая такая шпиля, она же фига в кармане. Хотя спустя четверть века сочетание триколора и пятиконечной звезды никого не удивляет...
Что-то вроде "кури носок" ) мерещится мне в дымке, струящемся над.
Тююююююль!
Что было из оформления, то и выставили. "Спортивный", кстати, прямого отношения к спорту не имел: так называли кэжуал "для молодежи", как тогда это называлось. "Молодежный", "спортивный" -- это были почти синонимы. Купальники для аэробики -- это не сюда, а в "Трикотаж".
Чегой-то мордашки у детишек знакомые, не с "Атласа" ли содрали? Композиция так точно оттуда.
УГ -- это "Учительская газета", а не то, что вы подумали. Выходит с 1924 года, жива до сих пор. И опять -- тюююююююююль!
Ну, тут все ясно. Примерно так тогда и было. Году так в 1992-м я забрела в "Дом игрушки" на Большой Полянке и обнаружила, что все полки во всех отделах заполнены одним и тем же изделием -- игрушечным барабаном. Тогда я поклялась, что своему ребенку, буде он у меня случится, я ни-ког-да не куплю барабан. И не купила, даже внук, и тот барабанит по жестяной коробке из-под печенья. Только не барабан.
Манекены с лицами с детства не люблю, просто шарахаюсь от.
Под знаком "СБ" -- "Служба быта" -- какой-такой "салон"? Па-рик-ма-хер-ска-я.
От "женского"...
к "дамскому".
И все же будущее наступало.
И наступило.
И прошло.