Монстро - это не бездарное пособие по психологии для домохозяек и не social studies (я люблю господина президента) как все остальные американские монструозные фильмы. Герои не начинают нервно убивать друг друга, не превращаются в супермена и женщину-скалу. В Монстро нет плохого героя, которого в конце смачно проглотит монстро, нет глупой звуковой дорожки с тревожными звуками и пыхтением чудовища, нет дешевых манипуляций и ожесточенных схваток с тварями - людоедами. Но зато есть грязь, золотые туфельки и тусклые огни умирающего города.
Это кино - генеральная репетиция перед походом на последнего Брайана де Пальма. Ясно одно: цифра не мертва. Тут есть один парадокс. Монстро всеми силами пытаются выдать за любительскую съемку заигравшегося cameraman’а. Все каноны жанра выдержаны на 5+, но выглядит вызывающе профессионально и местами нереально красиво. Но это и хорошо.
Камера часто заваливается набок, купается в грязи и пыли, долго снимает ноги девочек и кровь. Иногда даже пугающе хороша (на сцене падения вертолета хочется попросить ремни безопасности, которые почему-то не прилагались к билету). Хотя остающиеся капли крови на камере нагло сворованы у Куарона. Сameraman оказывается вдруг самым ярким персонажем. На мосту он рассуждает о том, что люди не захотят читать про монстро. Они захотят видеть все сами. Приятно его слушать с кока-колой в руке, в то время как хищные щупальца обрушиваются на мост и убивают всех.
Хорош сам страх в фильме. Он не на улице, не внутри танка, не в пасти у Монстро. Он расцветает в момент затишья. Герои сидят в метро, тихо плачут. Cameraman снимает их, через 15 минут он сам заплачет. В воздухе разочарование, досада, что завтра не наступит, что Японии не будет, да и с подружкой все прогорело. Куда же податься? Только выйти на широкую улицу Манхэттена, где лошадь и летят газеты, и со слезами в голосе прошептать: «Нью-Йорк, я люблю тебя».
В этом городе не нужно подвига, а хочется просто выжить, бежать, говорить. В монстро герои почти не совершают всякие глупости, не идут в темные подвалы, не задаются вопросом, как же помочь правительству и взорвать гадкое существо (как в других патриотических ужастиках). Это прекрасно, прям отдых для глаз.
Все монстры Голливуда прилетали не из космоса. Монстры 50-60х вышли прямиком из пекла Хиросимы и Нагасаки, монстры 80х зашагали стройным рядом из-за бума спецэффектов. Откуда же взялся нефтяной Монстро. Кажется, ниоткуда. Американцы просто очень любят бомбить Нью-Йорк, после 9/11 прошли семь лет, а создатели Losta решили поиграться с цифрой.
Кстати, в 2009 покажут ремейк Escape from New York, что только доказывает все мои теории)